М.Маслов Русские самолеты Первой Мировой (Эксмо)
«Анаклер» («Анакле», «Анатра» с «Клерже»)
Этот аппарат отличался от «Анаде» установкой более мощных и надежных ротативных двигателей «Клерже 9Z» 110 л.с. и «Клерже 9B» 130 л.с. Капотирование двигателя выполнялось по типу «Ньюпор-21». В связи с возросшими летными характеристиками самолет предполагался к использованию в качестве истребителя, для чего на некоторых экземплярах устанавливались пулеметы для стрельбы вперед, поверх диска вращающегося воздушного винта.
До середины 1917 г. завод Анатра выпустил 24 экземпляра «Анаклер». Дальнейшее увеличение производства этого типа сковывалось недостатком двигателей «Клерже».
Летные и технические характеристики «Анаклер», 1916 г.
Размах крыла (м) 11,50/10,3
Длина в линии полета (м) 7,70
Площадь крыльев (мг) 35,0
Вес пустого (кг) 570
Полетный вес (кг) 920
Скорость у земли (км/ч) 135
Время набора высоты 1000 м (мин) 6,5
Потолок (м) 4000
Продолжительность полета (час) 3,5
Дальность полета, км||400
Экипаж, чел.||2
Вооружение||1 пулемет, 30 кг бомб
Показать полностью
В.Кондратьев Самолеты первой мировой войны
АНАТРА-Д ("АНАДЕ", АНАТРА-ДЕКАН", "АНАКЛЕР")
Летом 1916-го "Анаде" начали поступать на фронт. Пилоты, облетавшие машину, отмечали вялую реакцию на рули и тенденцию к сваливанию в пике на планировании. Позднее стали обращать внимание на недостаточное охлаждение двигателя. По ходу серийного выпуска эти недостатки устранялись. Одновременно для улучшения летных данных на новые самолеты стали устанавливать более мощные двигатели "Клерже". Аппараты с такими моторами назвали "Анакле" или "Анаклер". Несмотря на ряд аварий, вызванных дефектами сборки, "Анаде" и "Анаклеры" широко применялись российской авиацией в качестве разведчиков, корректировщиков и самолетов связи. Они состояли на вооружении многих корпусных авиаотрядов южного и юго-западного фронта. В целом самолет оценивался в рапортах командиров отрядов как "вполне удовлетворительный". В период гражданской войны уцелевшие к тому времени "Анаклеры" использовались преимущественно для учебных целей.
ДВИГАТЕЛЬ
"Клерже", 110 л. с.
ВООРУЖЕНИЕ
1 "Льюис", "Кольт" или "Максим" на шкворне в задней кабине. Иногда - синхронный "Виккерс" или "Кольт".
Показать полностью
А.Шепс Самолеты Первой мировой войны. Страны Антанты
"Анакле" - тот же "Анатра-Д", но с двигателем "Клерже" (110л. с.).
Показать полностью
A.Durkota, T.Darcey, V.Kulikov The Imperial Russian Air Service (Flying Machines)
Anatra Factory
Anakle
The Anakle or Anakler, was identical to the Anade except for a change of engines. This machine was given a 110hp Clerget rotary and a slightly modified cowl. Production of this type was limited and may possibly be included in the total of Anade production. The Anakle was about 3 mph faster than the Anade.
Anatra Aircraft Data
Specification Anade Anakle Anasal Anasal SS Anamon Anatra DE Anadis Anadva VKh Anadva-S. V.I.
Year Built 1915 1916 1916 1917 1916 1916 1916 1916 1917 1916
Max. Speed, km/h 130 135 144 153 158 160 153 - 140 125
Time to 1000m, min. 7.0 - 5.5 6.7 - 8.0 7.5 - 7.6 8.4
Time to 3000m, min. 26 - 24 - 22 - 37 - 34 47
Svc. Ceiling, m 4000 4000 4300 4400 4500 - 3750 - 4000 3500
Flt. Duration, Hrs. 3.5 3.5 3.5 3.0 2.5 - 14.0 3.0
Takeoff Run, m 60 60 75 75 150 - 90 - 60 90
Landing Run, m 90 90 70 70 150 - 55 - 60 80
Engines, number 1 1 1 1 1 1 1 2 2 1
type G-M Clerget Salmson Salmson G-M Salmson & 2 Le Rhone 80 Hisso G-M Salmson Salmson
Power, hp 100 110 150 160 100 140 150 100 140 150
Length, m 7.7 7.7 8.1 8.95 6.34 9.0 7.75 7.7 8.1 9.5
Span, m (U/L) 11.5/10.3 11.5/10.3 11.4 12.3 8.6 16.0 11.4 19.0 19.1 14.7/12.5
Wing Area, m2 35.0 35.0 37.0 35.0 14.0 50.0 37.0 62.0 62.0 39.0
Empty Wt., kg 515 - 814 808 360 1527 665 - 1280 852
Fuel Wt., kg 90 90 130 130 70 447 380 160 180 130
Oil Wt., kg 25 25 23 23 20 total 35 45 30 23
Payload, kg 350 350 350 350 175 820 500 600 650 350
Gross Wt., kg 865 - 1164 1160 535 2347 1165 1930 1202
Wing Load, kg/m2 24.7 - 31.5 33.0 38.3 47.0 31.5 - 31.2 30.8
Power, kg/hp 8.6 - 7.7 7.2 5.3 7.8 7.7 - 6.9 8.0
Notes:
1. Anadva-S. is Anadva-Salmson.
2. G-M is Gnome Monosoupape.
3. Hisso is Hispano-Suiza.
4. V.I. is Voisin Ivanov.
Показать полностью