М.Маслов Русские самолеты Первой Мировой (Эксмо)
С-18 (РБВЗ С-XVIII)
Этот самолет можно определить как прототип крейсерского самолета, действующего совместно с тяжелыми кораблями «Илья Муромец». С-18 представлял собой двухместный четырехстоечный биплан с двумя двигателями «Санбим» 150 л.с., размещенными на нижнем крыле. Размещение двигателей с толкающими воздушными винтами. Летчик в центре фюзеляжа, воздушный стрелок впереди.
При проведении испытаний по причине ненадежной работы двигателей самолет не смог оторваться от земли. Силовую установку заменили, поставив четыре двигателя «Гном» 80 л.с. попарно друг за другом.
Позднее на РБВЗ изготовили второй экземпляр С-18 с двумя двигателями «Испано Сюиза» и третьей кормовой стрелковой точкой. Отмечалось много доработок и переделок в течение 1917 г., осуществляемых И.И.Сикорским.
Летные и технические характеристики С-18
Размах верхнего крыла (м) 16,5
Размах нижнего крыла (м) 15,36
Длина (м) 9,75
Площадь крыльев (м2) 58,0
Вес пустого (кг) 1485
Полетный вес (кг) около 2100
Показать полностью
В.Шавров История конструкций самолетов в СССР до 1938 г.
Самолет XVIII (С-18) - двухместный четырехстоечный биплан с двумя толкающими установками двигателей "Санбим" по 150 л. с. на нижнем крыле. Кабина стрелка впереди. Фюзеляж обшит фанерой. В этой схеме явно не хватало второго стрелка (для обстрела назад). Назначение самолета по проекту - "нести службу истребителя..., наносить быстрые удары противнику, залетевшему на нашу территорию...". Из-за плохого качества двигателей "Санбим" самолет с полной нагрузкой не мог отделиться от земли. Были поставлены четыре двигателя "Гном" в 80 л. с. в двух тандемах. В общем испытания затянулись, и самолет попал на фронт лишь в мае 1917 г.
Самолет||С- XVIII
Год выпуска||1916
Количество двигателей||2
Двигатель, марка||
Мощность||150
Длина самолета, м||9,7
Размах крыла, м||16,5/15,3
Площадь крыла, м2||58
Масса пустого, кг||1485
Масса топлива+ масла, кг||380
Масса полной нагрузки, кг||600
Полетная масса, кг||2100
Удельная нагрузка на крыло, кг/м2||36,2
Удельная нагрузка на мощность, кг/лс||7
Весовая отдача, %||28,5
Показать полностью
А.Шепс Самолеты Первой мировой войны. Страны Антанты
С-18 1916 г.
Машина создавалась как тяжелый истребитель сопровождения для самолетов «Илья Муромец», так как у истребителей С-16 был недостаточный радиус действия для прикрытия этих машин. Это был двухместный четырехстоечный биплан с двумя толкающими двигателями «Санбим» (по 150 л. с.) на нижнем крыле.
Фюзеляж имел деревянный каркас, обшитый фанерой. В носовой части располагалось место стрелка со шкворневой установкой на треноге пулемета «Максим». За ним располагалась кабина пилота. Явно не хватало стрелка за задней кромкой крыла для обстрела назад. Крыло двухлонжеронное, деревянной конструкции, обтянутое полотном. Оперение имело конструкцию, аналогичную оперению С-16. Шасси обычное для машин И. И. Сикорского двухтележечного типа на V-образных стойках с противокапотажными лыжами. Установленные двигатели «Санбим» не дали проектной мощности, и самолет с ними не смог взлететь. Были установлены четыре ротативных двигателя «Гном» (по 80 л. с.) в двух тандемных установках. Но и с ними самолет летал плохо, поскольку новые моторы имели большое лобовое сопротивление, а эффективность задних двигателей была значительно ниже, чем передних, из-за работы винтов в воздушном потоке. Машина долго доводилась и попала на фронт в ЭВК только в 1917 году. Планировалась серия, но запущена не была. Машина приведена как пример нетрадиционной попытки создания тяжелого истребителя.
Показатель С-18, 1916 г.
Размеры, м:
длина 9,7
размах крыльев 16,5/15,3
Площадь крыла, м2 58,0
Вес, кг:
максимальный взлетный 2100
пустого 1485
Двигатель: «Санбим»
мощность, л. с. 150
Экипаж, чел. 2
Вооружение 1 пулемет
Показать полностью
A.Durkota, T.Darcey, V.Kulikov The Imperial Russian Air Service (Flying Machines)
Igor Ivanovich Sikorsky
Sikorsky S-18
The S-18 was a large, twin-engined biplane completed in May 1917. The fuselage was armor-plated around the cockpits and the remainder was a mix of wood and fabric construction. Designed for a crew of two, a gunner-observer was positioned in the nose and a pilot in a separate cockpit. The lower nose of the fuselage was glazed to allow a clear field of view. Two 150hp Sunbeam engines drove pusher propellers and were water-cooled by radiators placed in front of the engines. The ultimate fate of the S-18 is unknown.
Sikorsky Aircraft Data
Model: S-17 S-18 S-19 S-20 S-21 (1st Grand) S-21 (2nd Grand) S-21 (3rd Grand)
Year: 1916 1916 1916 1916 1913 1913 1913
Engine(s) type: 150hp Sunbeam 150hp Sunbeam x2 150hp Sunbeam x2 120hp LeRhone 100hp Argus x2 100hp Argus x4 (2 push/2 trac.) 100hp Argus (tractor)
Length, m: - - 17.1 7.6 20 20 20
Wing Span, m: top/bottom 13.8 16.5/15.3 28 11.6 27/20 27/20 27/20
Wing Area, m2: 43.5 58 - 26.0 120 120 120
Wt. empty, kg: 845 1485 - 395 3000 3400 3500
Wt. fuel/oil, kg: 160 380 - 65 150 250 250
Wt. load, kg: 342 600 - 175 400 600 700
Wt. flying, kg: 1190 2100 - 570 3400 4000 4200
Wingload, kg/m2: 26.7 36.2 - 33.5 28.5 33 35
Powerload, kg/hp: 8.5 7 - 10 18 11 11.5
Speed, km/h: - - 115 190 80 90 90
Показать полностью