М.Маслов Русские самолеты Первой Мировой (Эксмо)
«Анадис» («Анатра» Д. Ис., «Анаиспано», «Декан» с «Испано», «Биплан-монокок», «Би-Кок», «Анатра» тип 15)
Обилие названий, используемых для определения этого аппарата, труднообъяснимо, возможно оно вызвано некоторой авантюрной составляющей его истории.
В соответствии с первоначальным заданием самолет создавался как одноместный истребитель, однако, по размерам полностью соответствовал двухместному разведчику «Анасаль». Силовая установка - двигатель жидкостного охлаждения «Испано-Сюиза» мощностью 150 л.с. Основным отличием являлся фюзеляж обтекаемой формы, выклеенный из шпона. Качество изготовления самолета оценивалось как весьма высокое, по весу он оказался легче «Анасаль» более чем на 100 кг.
В ходе изготовления выяснилось, что «Анадис» на самом деле создавался как двухместный аппарат. Вторая, задняя кабина была заделана, а до определенного момента самолет представлялся как одноместный истребитель. После короткого переоборудования его можно было превратить в двухместный, на котором конструктор Э.Декан и летчик Робино задумали улететь из России. Согласно сведениям В.Б.Шаврова причиной тому могли явиться грядущие революционные события, которые во второй половине 1916 г. считались вполне вероятными.
О намерениях французов на заводе стало известно. Военный приемщик, летчик Кононенко телеграфировал командованию: «Декан переделывает аппарат Испано на двухместный в интересах перелета в Бухарест с Робино. Прошу не допустить этого, оставляя аппарат одноместным, каковым он был сконструирован. ...Прошу передать мне аппарат и отправиться с ним на фронт. Поручик Кононенко». На эту телеграмму пришел ответ, в котором требовалось оставить самолет одноместным.
Испытания «Анадис» велись в период с 23 октября по 11 ноября 1916 г. Самолет показал неплохие летные данные, максимальная скорость составила 153 км/ч. Однако дальнейшее его использование долго не определялось и до осени 1917 г. «Анадис» оказался невостребованным.
В сентябре 1917 г. военный летчик штабс-капитан Н.А.Макаров предложил осуществить на этом самолете дальний перелет по маршруту Одесса-Салоники-Рим-Марсель-Париж с последующим возвращением в Россию. Перелет был разрешен, уже 14 октября машину испытали в воздухе с полной нагрузкой 500 кг. Интересно, что в дополнение к опознавательным русским кокардам «Анадис» весьма живописно раскрасили: на фюзеляже нарисовали двуглавого орла и флаги стран Антанты, на крыльях, полуобнаженных девушек.
В ноябре 1917 г. летчик Макаров отправился в перелет, однако по причине отказа двигателя потерпел аварию в районе города Яссы в Румынии. Дальнейшая история самолета неизвестна.
Летные и технические характеристики «Анадис», 1916 г.
Размах верхнего крыла (м) 11,40
Длина в линии полета (м) 7,75
Площадь крыльев (м2) 37,0
Вес пустого (кг) 665
Полетный вес (кг) 1165
Скорость максимальная (км/ч) 153
Время набора высоты 1000 м (мин) 7,5
Потолок (м) 3750
Продолжительность полета (час) 14,0 (1,4 ???)
Полетный вес (кг)||1165
Двигатель||"Испано-Сьюиза"
мощность, л. с.||150
Дальность полета, км||200
Продолжительность полета (час)||1,4
Экипаж, чел.||2
Вооружение||2 пулемета
Показать полностью
В.Шавров История конструкций самолетов в СССР до 1938 г.
"Анадис" ( "Анатра" Д. Ис., "Анаиспано" , "Декан" с "Испано" , "Биплан-монокок" , "Бимонокок" , "Би-Кок" , "Анатра" тип 15). Являясь почти точным воспроизведением "Анасаля", самолет отличался конструкцией фюзеляжа - фанерного монокока очень чистой формы, а также двигателем "Испано-Сюиза" в 150 (первоначально в 140) л. с. По заданию "Анадис" должен был быть одноместным истребителем, но ему были приданы точные размеры двухместного "Анасаля".
Это обстоятельство, вначале не совсем понятное для окружающих, вскоре получило свое объяснение. Оказалось, что проектировался и строился двухместный самолет, но временно он показывался как одноместный, задняя кабина была заделана и самолет выдавался за истребитель. Двухместный самолет нужен был главному конструктору завода французу Декану, чтобы вместе с французским летчиком-сдатчиком завода Робинэ улететь из России в случае революционных событий, которые во второй половине 1916 г. считались вероятными Баки в самолете были спроектированы из расчета на 14 ч полета.
Понемногу о намерении Декана улететь во Францию стали говорить на заводе. Военный приемщик летчик Кононенко заявил начальству протест в форме следующей телеграммы от 28 октября 1916 г.:
"Декан переделывает аппарат Испано на двухместный интересах перелета Бухарест с Робинэ. Прошу не делать этого, оставляя аппарат одноместным, каковым он был сконструирован Прошу скорейшего приезда комиссии. Аппарат готов, был несколько раз в полете и готов к испытаниям комиссией. Прошу удовлетворения моей просьбы и делать то, что служит армии, но не личным интересам французского инженера и пилота. Прошу передать мне аппарат и отправиться с ним на фронт. Поручик Кононенко". На эту телеграмму последовало решение: "Аппарат оставить одноместным до приема комиссией".
Самолет проходил испытания с 23 октября по 11 ноября 1916 г. и показал хорошие летные качества - скорость 153 км/ч, высокую маневренность. Выполнен он был чисто и по массе был легче "Анасаля" почти на 120 кг благодаря двигателю и фюзеляжу. При той же мощности он был несравненно лучше "Анасаля" и не уступал любым немецким самолетам подобного типа с большей мощностью. Монококовая конструкция фюзеляжа удачной формы обеспечивала хорошую аэродинамику.
Испытанный самолет до осени 1917 г. оставался на заводе В сентябре 1917 г. штабс-капитан Н. А Макаров возбудил ходатайство о разрешении перелета на этом самолете по маршруту Одесса-Салоники-Рим-Марсель-Париж-Россия с целью "...посетить фронты и заводы, увидеть авиацию союзников, показать русских летчиков, чтобы союзники лучше снабжали нас". Перелет был разрешен. 14 октября "Анадис" был испытан с нагрузкой в 500 кг. В ноябре 1917 г. Н. А Макаров сам, без механика, отправился в перелет, но из-за остановки двигателя потерпел аварию при вынужденной посадке в Румынии близ города Яссы. Следует отметить, что это был один из первых в мире дальних перелетов, предпринятый при полной технической возможности его осуществления.
Самолет||
Год выпуска||1916
Количество двигателей||1
Двигатель, марка||
Мощность||150
Длина самолета, м||7,75
Размах крыла, м||11,4
Площадь крыла, м2||37,0
Масса пустого, кг||665
Масса топлива+ масла, кг||380+35
Масса полной нагрузки, кг||500
Полетная масса, кг||1165
Удельная нагрузка на крыло, кг/м2||31,5
Удельная нагрузка на мощность, кг/лс||7,7
Весовая отдача, %||43
Скорость максимальная у земли, км/ч||153
Время набора высоты||
1000 м, мин||7,5
3000 м, мин||37
Потолок практический, м||3750
Продолжительность полета, ч||14,0
Разбег, м||90
Пробег, м||55
Показать полностью
А.Шепс Самолеты Первой мировой войны. Страны Антанты
«Анатра Д. Ис.» - опытный самолет на базе «Анатра-ДСС», отличался конструкцией фюзеляжа - фанерного «монокока» очень чистой формы, и рядным двигателем «Испано-Сьюиза» (150 л. с.). Строился как одноместный истребитель. Летные данные, недостаточные для истребителя, были выдающимися для двухместного разведчика и превышающие данные немецких машин такого класса.
Показатель «Анатра-Д. Ис.», 1916 г.
Размеры, м:
длина 7,75
размах крыльев 11,42
Площадь крыла, м2 37,0
Вес, кг:
максимальный взлетный 1165
пустого 665
Двигатель: «Сальмсон»
мощность, л. с. 160
Скорость, км/ч 153
Дальность полета, км 2000
Потолок практический, м 3750
Экипаж, чел. 2
Вооружение 2 пулемета
Показать полностью
W.Green, G.Swanborough The Complete Book of Fighters
ANATRA ANADIS Russia
In the spring of 1916, the chief engineer of the Anatra company of Odessa, a French designer named Elisee Alfred Descamps, was ordered to build a single-seat fighter based on the Anasal (also known as the Anatra DS) two-seat reconnaissance biplane. Retaining the Anasal’s two-bay configuration and fabric-covered wooden construction, the fighter, dubbed the Anadis, differed only in having the rear cockpit deleted, provision made for forward-firing armament and the unusual 150 hp Salmson 9U (Canton-Unne) water-cooled radial replaced by a similarly-rated Hispano-Suiza Vee-eight water-cooled engine. The prototype Anadis was flown on 23 October 1916 by the factory test pilot, another Frenchman, Jean Robinet. He and Descamps then planned to modify the Anadis as a two-seater and fit it with extra tankage for their use in escaping Russia in the event that the threatened revolution took place. This plan was discovered and exposed by one Lt Kononenko, an Imperial Army acceptance pilot attached to Anatra, flight testing consequently continuing as a single-seater. Trials continued until 11 November, the official report to the Imperial Army stating that it was ”... not inferior to any German aircraft of the same type (sic) and with greater power." Nevertheless, no further examples were ordered and the prototype languished at the Odessa factory until 14 October 1917, when, piloted by Staff Capt N A Makarov, it took-off for a flight Odessa-Salonika-Rome-Marseilles-Paris and back to Russia. Unfortunately, the Anadis suffered engine failure near Iasi, Romania, and was written-off as a result of the ensuing forced landing. No photograph of the Anadis is known to have survived.
Max speed, 95 mph (153km/h).
Time to 3,280 ft (1000m), 7.5 min.
Empty weight, 1,466 lb (665 kg).
Loaded weight, 2.568 lb (1165 kg).
Span, 37 ft 4 4/5 in (11,40 m).
Length, 25 ft 5 1/10 in (7,75m).
Wing area, 398.27 sq ft (37,00 m2).
Показать полностью
A.Durkota, T.Darcey, V.Kulikov The Imperial Russian Air Service (Flying Machines)
Anatra Factory
Anadis
This aircraft closely resembled the Anasal with some major changes, the most important of which was the installation of a 150hp Hispano-Suiza engine. This resulted in a redesign of the fuselage to a monocoque plywood type, giving a very streamlined appearance. The machine was a single-seat fighter although it was the size of two-seat types.
The Anadis was tested during November 1916, performing favorably. Speed was 95 mph and maneuverability was good. It gave better performance than the Anasal and weighted 265 lb, less.
Testing did not resume until October, 1917, when Stabs-Kapitan Makarov requested permission to complete a flight to France via the route Salonika, Rome, Marseilles, and Paris, for the purposes of observing allied aviation practices. The Anadis was the perfect machine for such a flight because it could carry fuel for 14 hours flight. Makarov began his journey in November; but engine trouble forced him to land at Jassy, Romania.
Despite its general acceptance, it appears this was the only Anadis built.
Anatra Aircraft Data
Specification Anade Anakle Anasal Anasal SS Anamon Anatra DE Anadis Anadva VKh Anadva-S. V.I.
Year Built 1915 1916 1916 1917 1916 1916 1916 1916 1917 1916
Max. Speed, km/h 130 135 144 153 158 160 153 - 140 125
Time to 1000m, min. 7.0 - 5.5 6.7 - 8.0 7.5 - 7.6 8.4
Time to 3000m, min. 26 - 24 - 22 - 37 - 34 47
Svc. Ceiling, m 4000 4000 4300 4400 4500 - 3750 - 4000 3500
Flt. Duration, Hrs. 3.5 3.5 3.5 3.0 2.5 - 14.0 3.0
Takeoff Run, m 60 60 75 75 150 - 90 - 60 90
Landing Run, m 90 90 70 70 150 - 55 - 60 80
Engines, number 1 1 1 1 1 1 1 2 2 1
type G-M Clerget Salmson Salmson G-M Salmson & 2 Le Rhone 80 Hisso G-M Salmson Salmson
Power, hp 100 110 150 160 100 140 150 100 140 150
Length, m 7.7 7.7 8.1 8.95 6.34 9.0 7.75 7.7 8.1 9.5
Span, m (U/L) 11.5/10.3 11.5/10.3 11.4 12.3 8.6 16.0 11.4 19.0 19.1 14.7/12.5
Wing Area, m2 35.0 35.0 37.0 35.0 14.0 50.0 37.0 62.0 62.0 39.0
Empty Wt., kg 515 - 814 808 360 1527 665 - 1280 852
Fuel Wt., kg 90 90 130 130 70 447 380 160 180 130
Oil Wt., kg 25 25 23 23 20 total 35 45 30 23
Payload, kg 350 350 350 350 175 820 500 600 650 350
Gross Wt., kg 865 - 1164 1160 535 2347 1165 1930 1202
Wing Load, kg/m2 24.7 - 31.5 33.0 38.3 47.0 31.5 - 31.2 30.8
Power, kg/hp 8.6 - 7.7 7.2 5.3 7.8 7.7 - 6.9 8.0
Notes:
1. Anadva-S. is Anadva-Salmson.
2. G-M is Gnome Monosoupape.
3. Hisso is Hispano-Suiza.
4. V.I. is Voisin Ivanov.
Показать полностью