Самолеты (сортировка по:)
Страна Конструктор Название Год Фото Текст

Caudron R.11

Страна: Франция

Год: 1917

Истребитель

Caudron - O - 1917 - Франция<– –>Caudron - C.23 - 1918 - Франция


В.Кондратьев Самолеты первой мировой войны


"КОДРОН" R-11 / Caudron R-11

  Крупногабаритный трехстоечный двухмоторный биплан с деревянным каркасом и полотняной обшивкой. Двигатели "Испано-Сюиза" 8Ва по 200 л.с. в обтекаемых мотогондолах треугольного сечения с алюминиевой обшивкой и лобовыми водорадиаторами. Экипаж три человека - пилот и двое стрелков. Вооружение - пять подвижных пулеметов "Льюис": четыре - в двух спарках на передней и задней турелях "Скэрф" и один - в нижней люковой установке. Первый полет прототипа состоялся в мае 1917 г.
  Самолет разработан инженером Полем Девиллем на базе многоцелевого самолета "Кодрон" R-4, созданного авиаконструктором и предпринимателем Гастоном Кодроном в 1915 году. R -11 создавался в соответствии с заданием на ночной бомбардировщик для французских ВВС, в связи с чем он мог нести до 120 кг. бомбовой нагрузки. Однако его летные данные оказались настолько многообещающими, а стрелковое вооружение - таким сильным, что машину решили использовать в качестве истребителя сопровождения одномоторных бомбардировщиков "Бреге-14". Это являлось отражением распространенной в те годы концепции тяжелого неманевренного эскортного истребителя (иногда его называли "воздушный крейсер"), ведущего бой за счет многочисленных подвижных огневых установок.
   R-11 имел ряд интересных конструктивных особенностей, направленных на повышение боевой живучести. Топливные баки, размещенные в задних частях мотогондол, можно было сбросить в полете при возгорании. Управление сделали дублированным, благодаря чему в случае гибели или тяжелого ранения пилота самолет мог вести стрелок из задней кабины.
  Осенью 1917 г. компаниям "Кодрон", "Реджи Фререс" (Regy Freres) и "Гремон" (Gremont) заказали постройку 1000 экземпляров R-11 в истребительном варианте. Однако из-за нехватки двигателей, которые, в основном, шли на одноместные истребители "Спад", производство разворачивалось крайне медленно. К апрелю 1918-го заводы сдали всего 20 машин.
  За месяц до этого первые серийные R-11 поступили в эскадрилью R.46 на западном фронте. К началу июля уже восемь французских бомбардировочных эскадрилий имели в своем составе эти машины, которые сопровождали и защищали бомбардировщики в их рейдах на вражескую территорию. По скорости самолет практически не уступал одномоторным истребителям противника. Отдельная эскадрилья "кодронов" была придана иностранному легиону.
  Всего до конца войны выпущено около 370 R-11, после чего производство было остановлено. Эти машины состояли на вооружении французской авиации до 1922 года.


А.Шепс Самолеты Первой мировой войны. Страны Антанты


Кодрон R.11 1917 г.

  Несмотря на гибель брата, Рене Кодрон продолжил работы над двухмоторным фронтовым бомбардировщиком. После небольшой серии машин R.6, ставших как бы полигоном для отработки схемы фюзеляжного бомбардировщика (оказалась недостаточной мощность двигателей "Рено" 130 л. с.), фирма начала строить следующий самолет этого типа. В нем были учтены все проблемы, возникшие при эксплуатации предшественников. Фюзеляж деревянный, монококовой конструкции, имел каркас из бруса. Овальную форму обеспечивали стрингеры и дополнительный каркас из реек. Вся конструкция обтягивалась полотном. В носовой части размещался стрелокбомбардир в турельной установке двух 7,71-мм пулеметов "Льюис", пилот размещался в кабине на уровне задней кромки крыла, а за его спиной была турельная установка с двумя пулеметами "Льюис" второго стрелка. Двухлонжеронное крыло имело лонжероны из стальных труб и нервюры из бруса и фанеры. Обтягивалось полотном. Элероны были только на верхнем крыле, имевшем большую хорду и несколько больший размах. Стойки бипланной коробки - стальные трубы в деревянных обтекателях. Растяжки - стальной трос или профилированная лента. На нижнем крыле в развале стоек устанавливались мотогондолы двух двигателей "Испано-Сьюиза" HS 8 Вbа мощностью 215 л. с., а позднее - HS 8 Веb (235 л. с.). В мотогондолах располагались топливные и маслобаки. В передней части они покрывались алюминиевыми панелями, а в хвостовой - полотном. Радиаторы лобовые, сотовые, треугольной формы.
  Оперение имело конструкцию, аналогичную крылу. Стабилизатор регулируемый, крепился системой растяжек. Киль треугольный. Руль поворота с роговой весовой компенсацией и с большой площадью поверхности. Шасси "фармановского" типа с двумя парами колес на коротких осях, установленных на V-образных стойках. Управление тросовое, от штурвальной колонки и педалей. Для обеспечения необходимой жесткости центроплана гондолы двигателей и фюзеляж соединялись дополнительными раскосами. Под нижним крылом подвешивались бомбы калибра от 5 до 50 кг общим весом около 300 кг.
  Машина первый раз взлетела весной 1917 года, и все лето первый самолет проходил испытания, причем две машины были переданы для испытания в RFC. В 1918 году машины поступили на вооружение эскадрилий R46, R239, R240 и R246.


Модификации
   R.11 A3 - дальний разведчик, отличался от базовой модели отсутствием бомбового вооружения, строился серийно.
   R.11 ВN 3 - ночной бомбардировщик, с теми же двигателями, небольшая серия.
   R.11 B3 - фронтовой бомбардировщик, серийная машина. Всего до конца войны должно было быть построено 145 экземпляров R.11, однако на фронт попало только 49, еще две машины были переданы Американскому экспедиционному корпусу. Машина строилась и после войны.


ЛЕТНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
  
   R-11 1917г.
  Размах, м 17,92
  Длина, м 11,22
  Высота, м 2,80
  Площадь крыла, кв.м 54,25
  Сухой вес, кг 1422
  Взлетный вес, кг 2167
  Двигатель "Испано-Сьюиза"
   число x мощность, л.с. 2 x 220
  Скорость максимальная, км/ч 183
  Скорость подъема на высоту
   2000 м, мин.сек 8,10
  Дальность полета, км 500
  Потолок, м 5950
  Экипаж, чел 2
  Вооружение 2 пулемета
   300 кг бомб


Jane's All The World Aircraft 1919


THE CAUDRON R.II TWIN-ENGINED BOMBER.
  
  
  
Type of machine Caudron Twin Tractor.
Name or type No. of machine R. II.
Purpose for which intended Bombing.
Span 17.92 m. top;
   16.9 m. bottom plane.
Overall length 11.25 metres.
Maximum height 2.70 metres.
Engine type and h.p. Hispano-Suiza, two 200 h.p.
Weight of machine empty 1,422 kgs.
Tank capacity in litres 220.
Performance.
  Speed low down 190 k.p.h. full,
   95 k.p.h. throttled.
  Speed
   at 2,000 metres 185 k.p.h.
   at 3,000 metres 180 k.p.h.
   at 4,000 metres 173 k.p.h.
   at 5,000 metres 167.3 k.p.h.
  Climb.
   To 2,000 metres in 8-10 minutes.
   To 3.000 metres in 14-3 minutes.
   To 5.000 metres in 39 minutes.
Disposable load apart from fuel 405 kgs.
Total weight of machine loaded 2,167 kgs.


W.Green, G.Swanborough The Complete Book of Fighters


CAUDRON R XI & R XII France

  Evolved by Paul Deville from the R IV reconnaissance bomber designed by Rene Caudron, the R XI three-seat biplane was originally intended as a Corps d 'Armee aircraft, but was destined to find its forte as a three-seat escort fighter. Powered by two 215 hp Hispano-Suiza 8Bda eight-cylinder water-cooled engines, the R XI appeared in March 1917, and entered service in February 1918. Armament comprised five 7,7-mm Lewis guns on flexible mounts - two in the nose cockpit, two in the dorsal cockpit and one firing downwards and rearwards beneath the front gunner’s cockpit - and while initial models retained the HS 8Bda engines, later versions were fitted with the 235 hp HS 8Beb. The R XI enjoyed considerable success as an escort for the Breguet 14 during the closing months of WWI and during the summer of 1918. It also served in the fighter-reconnaissance role. At the time of the Armistice, the R XI equipped six 15-aircraft escadrilles of France’s Aviation Militaire. A more powerful version, the R XII with 300 hp HS 8Fb engines, was tested during the summer of 1918, but apparently failed to display significantly better results than those obtained with the R XI. Prototype trials with the R XII were completed in the autumn of 1919, but no further development was undertaken. The following data relate to the HS 8Bda-engined R XI.

Max speed, 114 mph (183 km/h) at 6,560 ft (2 000 m), 108 mph (173 km/h) at 13,125 ft (4 000 m).
Time to 6,560 ft (2 000 m), 8.17 min.
Endurance, 3 hrs.
Empty weight, 3,135 lb (1422 kg).
Loaded weight, 4,777 lb (2167 kg).
Span, 58 ft 9 1/2 in (17,92 m).
Length, 36 ft 9 3/4 in (11,22 m).
Height, 9 ft 2 1/4in (2,80 m).
Wing area, 583.96 sq ft (54,25 m2).


CAUDRON R XIV France

  Possessing a strong family resemblance to the R XI but having an increased wing span and area resulting from the introduction of an additional bracing bay on each side, an enlarged rudder and 300 hp Hispano-Suiza 8Fb eight-cylinder water-cooled engines, the R XIV was also a three-seat escort fighter. It had an armament of one 37-mm Hotchkiss cannon on a rotating mounting in the forward gunner’s cockpit and paired Lewis guns in the dorsal gunner’s cockpit. The fuselage was essentially similar to that of the R XI, and one example of the R XIV was completed in August 1918. No details of the subsequent testing of this aircraft have survived and the only data available are as follows:

Empty weight, 3,851 lb (1 747 kg).
Wing area, 678.15 sq ft (63.00 m2).

В.Кондратьев - Самолеты первой мировой войны
Кодрон R 11, эскадрилья C-46 французских ВВС, лето 1918г.
В.Кондратьев - Самолеты первой мировой войны
"Кодрон" R-11, эскадрилья C-46 французских ВВС, лето 1918г.
W.Green, G.Swanborough - The Complete Book of Fighters
A Caudron R XI used by Escadrille C46 in 1918, providing escort protection for the bombers of 13e Escadre.
А.Шепс - Самолеты Первой мировой войны. Страны Антанты
Средний ночной бомбардировщик Кодрон R.11 BN3 эскадрильи BR239 французских ВВС (1918г.)
В.Обухович, А.Никифоров - Самолеты Первой Мировой войны
В.Кондратьев - Самолеты первой мировой войны
"Кодрон" R-11 французских ВВС.
В.Кондратьев - Самолеты первой мировой войны
"Кодрон" R-11 французских ВВС.
В.Кондратьев - Самолеты первой мировой войны
Один из "Кодронов" Иностранного легиона.
Jane's All The World Aircraft 1919 /Jane's/
The Caudron Type R.11 bomber, reconnaissance and escort biplane of 1918. (2-200 h.p. Hispano-Suiza engines.)
W.Green, G.Swanborough - The Complete Book of Fighters
A Caudron R XI serving with the 96th Aero Squadron, US Air Service.
W.Green, G.Swanborough - The Complete Book of Fighters
A 37-mm Hotchkiss cannon was carried in the front cockpit of the sole Caudron R XIV.
W.Green, G.Swanborough - The Complete Book of Fighters
The Caudron R XI three-seat escort fighter.
В.Кондратьев - Самолеты первой мировой войны
Caudron R 11