Самолеты (сортировка по:)
Страна Конструктор Название Год Фото Текст

Ломоносов М.В. модель вертолета

Страна: Россия

Год: 1754

Вертолет

Лобанов Н.Р. - Л-1 Птенец - 1911 - Россия<– –>Луцкой Б.Г. - Луцкой-1 - 1909 - Россия


В.Шавров История конструкций самолетов в СССР до 1938 г.


Работы М. В. Ломоносова охватывали почти все области знания, в том числе и вопросы создания летательного аппарата. В 1754 г. он построил модель, работавшую по принципу вертолета с соосными винтами, которая должна была летать.

   Мысль о такой машине возникла у Ломоносова в связи с его работами по физике и метеорологии. Он изыскивал средство, с помощью которого можно было бы поднять над землей метеорологические регистрирующие приборы. Летательные аппараты легче воздуха тогда еще не имели практического применения, и ученый обратился к идее создания летательной машины тяжелее воздуха.

   Дошедшие до нас данные о такой машине, созданной Ломоносовым, очень скудны и в основном содержатся в пяти документах, из которых два наиболее ценные. Так, в протоколе заседания Российской Академии Наук от 1 июля 1754 г. имеется следующая запись (в новом переводе с латинского):

   "Господин Советник Ломоносов показал придуманную им машину, которую он называет аэродромической и назначение которой должно быть в том, чтобы работой крыльев, приводимых в сильное движение пружиной, каковые обычно бывают в часах, горизонтально в противоположных направлениях, прижимать воздух и поднимать машину в направлении верхней воздушной области с тем, чтобы можно было исследовать условия верхнего воздуха метеорологическими приборами, к этой аэродромической машине присоединенными. Машина подвешивалась на шнурке, протянутом через два блока, и удерживалась в равновесии грузиками, привешенными с противоположной стороны, при заведенной пружине тотчас поднималась вверх и тем обещала желаемое действие. Это же действие, по суждению изобретателя, еще более возрастет, если увеличится сила пружины и если расстояние между крыльями в обеих парах их будет больше, и если коробка, в которую вложена пружина, для уменьшения веса будет сделана из дерева, о чем он обещал позаботиться".

   Другим документом, в котором имеются сведения об этой машине, является годовой отчет за 1754 г., в котором Ломоносов пишет:

   "Делал опыт машины, которая бы, подымаясь кверху сама, могла бы поднять маленький термометр, дабы узнать градус теплоты на вышине, которая с лишком на два золотника облегчалась, однако к желаемому концу не приведена".

   Подлинный рисунок машины, выполненный в свое время Ломоносовым, не обнаружен; рисунок же, приводившийся неоднократно в различных книгах, сделан уже в наше время. По этим причинам конструктивная схема машины в деталях неизвестна, но судя по приведенным описаниям, она аналогична схеме соосного вертолета. Машина имела небольшие размеры, поскольку при проведении опытов она под действием несущих винтов разгружалась на два с лишним золотника (9-10 г), что составляло, видимо, немалую долю ее общей массы.

   В последующие годы М. В. Ломоносов, занятый многими другими исследованиями, к этой теме больше не возвращался.

   Значительно позже Ломоносова французы Пауктон (1768 г.), затем Лонуа и Бьенвеню (1784 г.) создали летающие модели вертолетов простейшего типа.

В.Шавров - История конструкций самолетов в СССР до 1938 г.
Drawing of Lomonosov's helicopter model, found here. According to Shavrov this picture does not originate from Lomonosov's time.
В.Шавров - История конструкций самолетов в СССР до 1938 г.
Drawing of the test arrangement for Lomonosov's helicopter model, found here.