Самолеты (сортировка по:)
Страна Конструктор Название Год Фото Текст

Григорович М-1

Страна: Россия

Год: 1913

Гешвенд Ф.Р. - Паролет - 1887 - Россия<– –>Григорович - М-2 / М-3 / М-4 - 1914 - Россия


М.Маслов Русские самолеты 1914-1917


Летающая лодка М-1.

  Выдающийся авиационный конструктор Дмитрий Павлович Григорович, окончивший в 1910 году Киевский политехнический институт, в начале 1913 года стал управляющим на заводе С. С. Щетинина. Летом 1913 года на заводе ремонтировались летающие лодки французской конструкции.
  Судя по всему ремонт <Доннэ-Левек>, оконченный в середине лета 1913г., оказался действительно побудительным стимулом, ибо уже осенью того года на ПРТВ развернулись работы по созданию самостоятельного подобного аппарата. Д.П. Григорович, осуществлявший это начинание, внес определенные изменения в конструкцию, изменив обводы лодки, профиль и форму крыльев. Профиль крыла стал аналогичный "Фарман-XVI". Кроме этого, значительному пересмотру пришлось подвергнуть перечень используемых пород дерева - исходя из их наличия в России. Как и французский прототип, лодка Григоровича имела плоское днище, значительное превышение размаха верхнего крыла над нижним, оснащена двигателем <Гном> 80 л.с. с толкающим винтом. Изготовление самолета закончилось в декабре 1913 г., а его полетные испытания состоялись в июне 1914 г.
  Указанное в заголовке обозначение М-1 появилось очевидно позднее, т.к. согласно акта приемки, машину зачислили на службу под обозначением Щ-1. Летные качества этой первой летающей лодки, по мнению пилотов, были далеки от совершенства и ее использование предполагалось в качестве учебного аппарата. Впрочем, эксплуатация Щ-1 оказалась недолгой, 2 декабря 1914 г. самолет был полностью разбит при выполнении учебного полета.

Летные и технические характеристики||М-1, 1913 г.
Размах верхнего крыла (м)||10,28
Длина в линии полета (м)||7,96
Площадь крыльев (м2)||26,60*
Вес пустого (кг)||400*
Полетный вес (кг)||650*
Двигатель||"Гном"
   мощность, л. с.||50
Скорость, км/ч||90
Экипаж, чел.||2
Вооружение||нет
  ||*Данные ориентировочные.


В.Шавров История конструкций самолетов в СССР до 1938 г.


Летающая лодка М-1 (Морской первый). По чертежам гидросамолета "Доннэ-Левек", выполненным с натуры при его восстановлении с некоторыми изменениями. Д. П. Григорович осенью 1913 г. построил свою первую летающую лодку. Корпус был на один метр короче, чем в "Доннэ-Левек", кроме того, Д. П. Григорович изменил профиль крыльев, сделав его более близким к профилю "Фармана-XVI" Нос лодки был сделан килеватым, днище на редане - вогнутым, за реданом - слабо килеватым, высота редана по бортам была около 200 мм, по оси - 80 мм. Двигатель - "Гном" в 50 л.

Площадь и форма крыльев были в общем сохранены. Коробка крыльев точно так же помещалась над корпусом лодки на трехногих кронштейнах высотой около 160 мм, сваренных из стальных труб.

Летающая лодка М-1 летала в общем удовлетворительно, но требовалась ее дальнейшая доработка, повышение ее летных качеств.


Самолет||М-1
Год выпуска||1913
Количество двигателей||1
Двигатель, марка||<Гном>
   мощность, л. с.||50
Назначение самолета||Опытный
Число мест||2
Масса пустого, кг||420
Полетная масса, кг||620
Удельная нагрузка на мощность, кг/лс||12,4

А.Шепс - Самолеты Первой мировой войны. Страны Антанты
Опытная летающая лодка М-1 (1915г.)
М.Маслов - Русские самолеты 1914-1917
Летающая лодка М-1 на территории береговой военно-морской базы "станция Кильконд" в сентябре 1914 г.