Самолеты (сортировка по:)
Страна Конструктор Название Год Фото Текст

Пороховщиков А.А. Би-Кок / Пороховщиков-2

Страна: Россия

Год: 1914

Пороховщиков А.А. - Пороховщиков-1 - 1911 - Россия<– –>Пороховщиков А.А. - П-IV / П-VI - 1917 - Россия


М.Маслов Русские самолеты 1914-1917


"Би-Кок", (Пороховщиков № 2, "Двухвостка")

  Этот оригинальный самолет может рассматриваться как один из первых в мировой практике, выполненных по двухбалочной схеме. Используя распространенную компоновку аппаратов с толкающим винтом, конструктор заменил многочисленные конструкции из труб и расчалок легкими коробчатыми балками, обтянутыми полотном. "Би-Кок" представлял собой ярко выраженный полутороплан с двухместной кабиной и двойным управлением, был оборудован двигателем "Гном" 50 л.с. Хвостовые балки заканчивались цельноповоротными рулями, в верхней части соединялись неподвижным стабилизатором, в нижней - цельноповоротным рулем высоты.
  Самолет предназначался для военного использования, поэтому предполагалась установка бронирования и вооружения. Кроме того, конструкция легко разбиралась в течение 5 минут, в разобранном виде "Би-Кок" помещался в транспортный контейнер размерами 3,7 х 1,8 х 1,7 м. Основной причиной появления "разборного" самолета стало его строительство на личной квартире конструктора, размещенной на 6 этаже жилого дома.
  "Би-Кок" успешно прошел испытания в период с 15 августа по 5 сентября 1914 г. С полной нагрузкой 256 кг, равной весу пустого самолета, летчику М.Л. Григорашвили удалось достичь максимальной скорости около 100 км/час. Для самолета с двигателем 50 л.с. такие данные считались весьма высокими. До конца года велись переговоры с Военным ведомством об изготовлении небольшой серии "Би-Кок" на заводе Ф.Ф. Терещенко. Однако Пороховщиков желал строить свои самолет лично, в количестве, достаточном для вооружения одного авиаотряда, о чем уведомил в своем письме от 8 января 1915 г. Дальнейшие переговоры зашли в тупик и постройка военных "Двухвосток" Пороховщикова не состоялась.
  В 1915 г. построили второй экземпляр "Би-Кок" с оригинальным гусеничным шасси, которое можно было устанавливать вместо колес. Гусеничное шасси представляло брезентовую ленту, двигающуюся на деревянных барабанах. Проведенные испытания подтвердили работоспособность оригинального устройства, однако дальнейшего не получилось.


Основные данные и характеристики||"Би-Кок".
Размах верхнего крыла (м)||10,5
Длина в линии полета (м)||7,5
Площадь крыльев (м2)||20,5
Вес пустого (кг)||260
Полетный вес (кг)||516
Скорость у земли (км/час )||99
Время набора высоты 1000 м (мин)||5


В.Шавров История конструкций самолетов в СССР до 1938 г.


"Би-Кок" (№2, "Двухвостка"). Построенный по весьма оригинальной схеме этот самолет может рассматриваться как прототип всех последующих самолетов двухбалочной схемы. В нем обычная для того времени расчалочная хвостовая ферма была заменена двумя расчалочными балками, обтянутыми полотном. Назначение - двухместный разведчик. Двигатель-"Гном" в 50 л. с. с толкающим винтом. Схема - полутораплан, верхнее крыло несло элероны и имело подкосные консоли большого размаха. Гондола была расположена вплотную под верхним крылом и замыкалась сзади силовой установкой. Управление - двойное. Самолет легко разбирался на основные части двумя лицами за 5 мин и мог быть уложен в ящик размерами 3,7х1,8х1,7 м. Из конструктивных особенностей следует отметить армирование полок лонжеронов стальными полосами, прикрепленными к их верхней и нижней полкам, а также применение специального неразмокающего клея, изобретенного А. А. Пороховщиковым.

   Самолет был построен конструктором лично на его квартире на шестом этаже. Первые испытания производились на Комендантском аэродроме 15 августа - 5 сентября 1914 г. Летал М. Л. Григорашвили, инженер путей сообщения, автор воздушных винтов. Самолет показал хорошие качества: скорость 99 км/ч, полная нагрузка при этом составляла 256 кг., т. е. была равна массе пустого. Для самолета с двигателем в 50 л. с. это были рекордные данные. Военное ведомство обратило внимание на этот самолет, ф. Ф. Терещенко было предложено принять заказ на постройку нескольких самолетов "Би-Кок". Были начаты переговоры с А. А. Пороховщиковым, но тот письмом от 8 января 1915 г. ответил, что хочет строить аппараты сам и при том в количестве не менее, как на целый авиационный отряд. Заказ оформлен не был, и этот оригинальный и интересный самолет развития не получил.

   В 1915 г. на втором экземпляре "Би-Кока" было гусеничное шасси - брезентовая лента на семи установленных в ряд деревянных барабанах - двух крайних диаметром 20 см и пяти малых промежуточных в общей раме. Эти гусеницы ставились взамен колес - возможно, впервые в мире - были испытаны, но применения не нашли.


Самолет||<Би - Кок> (<№ 2>)
Год выпуска||1914
Количество двигателей||1
Двигатель, марка||<Гном>
   Мощность||50
Длина самолета, м||7,5
Размах крыла, м||10,5
Площадь крыла, м2||20,5
Масса пустого, кг||260
Масса полной нагрузки, кг||256
Полетная масса, кг||516
Удельная нагрузка на крыло, кг/м2||25,2
Удельная нагрузка на мощность, кг/лс||10,3
Весовая отдача, %||50
Скорость максимальная у земли, км/ч||99
Время набора высоты 1000 м, мин||5

М.Маслов - Русские самолеты 1914-1917
Самолет <Би-Кок> 1915 г.
В.Шавров - История конструкций самолетов в СССР до 1938 г.
Самолет "Би-Кок" А. А. Пороховщикова
Форум - Breguet's Aircraft Challenge /WWW/