Самолеты (сортировка по:)
Страна Конструктор Название Год Фото Текст

Энгельс Е.Р. Орел

Страна: Россия

Год: 1916

Щетинин, Седельников - М-10 - 1916 - Россия<– –>Энгельс Е.Р. - Энгельс I/II/III - 1916 - Россия


М.Маслов Русские самолеты 1914-1917


Моноплан "Орел"

  Представлял собой одноместный высокоплан с закрытой кабиной, оснащенный двигателем "Гном" 80 л.с. в обтекаемом капоте. Крылья, по свидетельству К.К. Арцеулова, напоминали в плане крылья мухи. Их особенностью являлась возможность изменения угла установки для осуществления поперечного управления. Конструктивно крыло состояло из пяти лонжеронов, веером расходившихся от центрального, поворотного узла. Первоначально конструкция крыла задумывалась свободнонесущей, однако в ходе постройки была введена одна несущая расчалка. В хвостовой части фюзеляжа имелись подвижные створки, попеременным открытием которых предполагалось управлять разворотами, а при одновременном включении использовать как воздушные тормоза.
  "Орел" строился в 1915 г. в Севастопольской школе летчиков. Испытания велись в 1916 г., уже после отъезда Энгельса. Проводились скоростные пробежки, однако при отсутствии конструктора, необходимые доработки не производились и самолет был заброшен.


В.Шавров История конструкций самолетов в СССР до 1938 г.


"Орел" (Моноплан Энгельса). Проект этого оригинального сухопутного моноплана был предложен весной 1915 г., и 10 апреля 1915 г. автор получил 2500 р. на его постройку. Самолет строился в мастерских Севастопольской школы на Каче. 22 сентября 1915 г. Энгельс был переведен на должность заведующего мастерскими Гутуевской школы морских летчиков в Петрограде, а в конце 1915 г. вместе со школой был переведен в Баку. Самолет "Орел" доводился уже без его автора, который, став в 1916 г. инструктором Бакинской школы и полетав на морских самолетах, занялся проектированием летающей лодки.

   По схеме, самолет "Орел" был одноместный высокоплан с тянущей силовой установкой. Двигатель - "Гном" в 80 л. с. Крылья, по форме напоминавшие крылья мухи, могли менять угол установки в полете взамен действия элеронов. В них было пять лонжеронов, веерообразно расходившихся из корневой части каждого крыла, вращавшегося на большом шарикоподшипнике, заделанном в борт фюзеляжа. Крыло и лонжероны были свободнонесущими, но ввиду трудности их заделки в корпусе имели снизу по одной несущей расчалке. Двигатель был закрыт капотом. Летчик сидел в фюзеляже, вверх был выведен перископ, в бортах были остекления, а в задней части фюзеляжа на бортах были устроены с экспериментальной целью створки-щитки, раскрывавшиеся на шарнирах. Поочередное действие их должно было заменять руль направления в полете, а одновременное - служило тормозами для сокращения дистанции посадки и пробега.

   Самолет был закончен постройкой и испытывался в 1916 г. Производились пробежки на скоростях до взлетной. Однако из-за отсутствия в то время Е. Р. Энгельса в Севастополе, его самолетом никто серьезно на занимался и определенных результатов достигнуто не было.

М.Маслов - Русские самолеты 1914-1917
Самолет <Орел>. Севастополь, 1915 г.
В.Шавров - История конструкций самолетов в СССР до 1938 г.
Самолет "Орел" Е. Р. Энгельса
В.Шавров - История конструкций самолетов в СССР до 1938 г.
Схема самолета "Орел" Е. Р. Энгельса