Самолеты (сортировка по:)
Страна Конструктор Название Год Фото Текст

АИС торпедоносец Шишкова

Страна: Россия

Год: 1917

АИС - Аист - 1917 - Россия<– –>Абрамович В.М. - Райт-Абрамович - 1912 - Россия


М.Маслов Русские самолеты 1914-1917


Морской торпедоносец АИС (торпедоносец Шишкова)

  Этот самолет представлял собой поплавковый биплан с двигателем "Клерже" 130 л.с, оснащенным толкающим воздушным винтом. Общая схема стандартная, экипаж из двух человек в передней части фюзеляжа с размещением друг за другом. Морское шасси включало два основных поплавка коробчатого сечения с закругленной верхней частью и небольшой третий поплавок в районе хвостового оперения.
  Основным оружием данного аппарата должна была стать несамоходная торпеда длиной около 3 м, размещенная в фюзеляже, за кабиной пилотов. По замыслу, перед сбросом торпеда должна была раскручиваться от двигателя самолета. Механизмов или каких-либо других движителей торпеда не имела.
  Торпедоносец АИС изготовили летом 1917 г., после чего морской летчик А.Е. Грузинов выполнил на нем три вполне успешных полета.
  Каких-либо дополнительных подробностей существования этого аппарата не обнаружено. Его внешний вид представлен на эскизе, выполненном В.Б. Шавровым по описанию очевидцев или участников создания самолета (возможно И.М. Косткиным).


В.Шавров История конструкций самолетов в СССР до 1938 г.


Морской торпедоносец АИС (торпедоносец Шишкова). Схема - поплавковый двухстоечный биплан с толкающей силовой установкой под верхним крылом. Коробка крыльев с большим выносом, верхнее крыло по размаху больше нижнего, элероны - только на верхнем. Двухместная кабина по типу "Фарман-XVI" за задним лонжероном нижнего крыла переходила в хвостовую часть фюзеляжа, не имевшую обтяжки. Поплавков было три: главные - плоскодонные с округлой палубой и хвостовой. Вертикальное оперение значительных размеров. Двигатель - "Клерже" в 130 л. с.

   По мысли изобретателей, для этого самолета предполагалась особая торпеда, без механизма (не самодвижущаяся), более короткая, чем обычная мина Уайтхеда, более обтекаемой формы, остроносая, длиной около 3 м. Торпеда подвешивалась за кабиной, в передней половине хвостовой части фюзеляжа, расчалочная конструкция которой на протяжении трех панелей была понизу открытая, а жесткость фюзеляжа обеспечивалась усилением его лонжеронов и расчалками от него к нижнему крылу. Торпеда подвешивалась так, что могла вращаться вокруг своей оси путем привода от двигателя. На валу двигателя был установлен шкив, от которого шла ременная передача к шкиву над торпедой, снабженному фрикционным барабаном, касавшимся торпеды и вращавшим ее для сохранения заданного ей направления после сброса.

   Это хитроумное приспособление успели осуществить лишь частично. В августе - сентябре А. Е. Грузинов выполнил не менее трех полноценных полетов продолжительностью до часа каждый. Был сброшен макет торпеды, самолет вел себя нормально, взлет был лучше, чем взлет самолета М-11.

М.Маслов - Русские самолеты 1914-1917