Описание
Страна: Россия
Год: 1913
М.Маслов Русские самолеты Первой Мировой (Эксмо)
С-12 и С-12 бис
Этот элегантный моноплан, получивший наименование С-12, Сикорский спроектировал специально для выполнения фигур высшего пилотажа. С-12 - заводской № 106 - построили на РБВЗ весной 1914 г. Представлял собой одноместный моноплан, оснащенный двигателем «Гном» 80 л.с., имел характерное для многих конструкций Сикорского шасси со сдвоенными колесами. От многих подобных аппаратов того периода отличался мощными рулевыми поверхностями в стандартном исполнении, т.е. имел нормальные элероны, рули высоты и поворота при наличии стабилизатора и вертикального киля. Крыло с небольшой стреловидностью, его жесткость достигалась набором тросовых расчалок, крепящихся на соответствующих фюзеляжных стойках и пирамидальном шасси. Первый опытный образец, испытанный летчиком Г.В. Янковским 12 марта 1914 г., показал прекрасные летные качества. Просуществовал аппарат недолго - 6 июня 1914 г. Янковский в одном из полетов ошибся в пилотировании и разбил машину. Однако летные качества самолета оказались столь впечатляющими, что именно в день аварии два новых С-12 включили в контракт, заключенный Военным ведомством с Акционерным обществом РБВЗ на поставку 45 «легких» самолетов Сикорского.
Построенные к середине 1914 г. два новых С-12 отличались центральной четырехстержневой пирамидой, установленной сверху на фюзеляже для крепления расчалок крыла. С-12, заводской №131, короткое время использовался в 22-м авиаотряде. На С-12 с заводским №132 летал Янковский, излечившийся после аварии. С объявлением мобилизации Янковский поступил в 16-й корпусной авиаотряд и доблестно воевал на своем С-12 до мая 1915 г., когда поступили три новых аппарата этого типа. Указанные самолеты были выполнены двухместными, снабжены двигателями «Рон» 80 л.с. и получили обозначение С-12 бис. Использовались в Эскадре воздушных кораблей и в 16-м корпусном авиаотряде.
В 1917 г. на РБВЗ изготовили еще шесть двухместных С-12 бис, которые эксплуатировались в «красном» Дивизионе воздушных кораблей до его расформирования в 1922 г.
Летные и технические характеристики С-12 и С-12 бис
С-12 С-12бис
Размах крыла (м) 10,7 10,7
Длина (м) 7,4 7,4
Площадь крыла (мг) 22,0 22,0
Вес пустого (кг) 380 420
Полетный вес (кг) 600 700
Полетная скорость (км/ч) 129 120
Потолок (м) 3680 -
Дальность полета (км) 350 -
Описание:
- М.Маслов Русские самолеты Первой Мировой (Эксмо)
- В.Шавров История конструкций самолетов в СССР до 1938 г.
- А.Шепс Самолеты Первой мировой войны. Страны Антанты
- H.Nowarra, G.Duval Russian Civil and Military Aircraft 1884-1969
- A.Durkota, T.Darcey, V.Kulikov The Imperial Russian Air Service (Flying Machines)
Фотографии
-
A.Durkota, T.Darcey, V.Kulikov - The Imperial Russian Air Service /Flying Machines/
Sikorsky S.12, autumn 1913.
-
А.Шепс - Самолеты Первой мировой войны. Страны Антанты
Разведчик/учебный самолет С-12 (1913г.)
-
М.Маслов - Русские самолеты Первой Мировой /Эксмо/
С-12 бис на службе в Дивизионе воздушных кораблей в начале 1920-х годов
-
М.Маслов - Русские самолеты 1914-1917
С-12 бис на службе в Дивизионе воздушных кораблей в начале 1920-х годов
-
М.Маслов - Русские самолеты Первой Мировой /Эксмо/
Подготовка к запуску двигателя «Рон» 80 л. с. на самолете С-12 бис
The S-12 series was started in the summer of 1913. About twelve machines were built, most using 80hp Le Rhone engines. -
М.Маслов - Русские самолеты Первой Мировой /Эксмо/
С-12 бис, заводской №131
-
A.Durkota, T.Darcey, V.Kulikov - The Imperial Russian Air Service /Flying Machines/
An S-12 at the front, early 1914. Cockades can be seen on the wing. Photo: Archives, United
Technologies Corporation. -
A.Durkota, T.Darcey, V.Kulikov - The Imperial Russian Air Service /Flying Machines/
A crew preparing an S-12 for a reconnaissance mission, 1915.
-
В.Шавров - История конструкций самолетов в СССР до 1938 г.
At the front airfield about 1915. The two pilots at the left are dressed in the typical flight suits of the Imperial Russian Air Force. The presence of the binoculars and map suggest the reconnaissance role played by most single-engine aircraft at the beginning af the World War I.
-
A.Durkota, T.Darcey, V.Kulikov - The Imperial Russian Air Service /Flying Machines/
An S-12 being transported to a repair depot, 1915.
-
A.Durkota, T.Darcey, V.Kulikov - The Imperial Russian Air Service /Flying Machines/
Sikorsky S.12, autumn 1913.