М.Маслов Русские самолеты Первой Мировой (Эксмо)
Поплавковый гидросамолет М-16 («Зимняк»)
Уже само название этого самолета «Зимняк», являющееся разговорной производной от прилагательного «зимний», объясняет причину его появления. В зимний период действия летающих лодок на Балтике практически прекращались по причине становления льда. Поэтому появилась идея поплавкового гидросамолета, способного садиться на лед и снег.
К проектированию приступили в середине 1916 г., а уже в ноябре первый опытный аппарат, получивший обозначение М-16, поступил на испытания. Это был трехстоечный биплан с ферменным фюзеляжем, большими поплавками с плоскими днищами, снабженный двигателем «Сальмсон» с толкающим винтом. Крылья с увеличенным размахом позаимствовали от летающей лодки М-9.
Летчики размещались в гондоле между крыльями, отчего самолет определенно напоминал французские «Фарман» или «Вуазен».
Эксплуатация опытного М-16 выявила не вполне удачное соотношение полетной центровки, размещения двигателей и поплавков. С устранением этих и некоторых других недостатков самолет строили серийно начиная с конца 1916 г. Всего на ПРТВ изготовили 36-40 экземпляров М-16. Эксплуатация самолета не отмечена какими-либо замечательными событиями. С уходом русских из Финляндии здесь осталось до 20 М-16 в различной степени сохранности. Отдельные экземпляры эксплуатировались финнами до 1923 г.
Летные и технические характеристики М-16
Размах верхнего крыла (м) 18,0
Длина в линии полета (м) 8,60
Площадь крыльев (м2) 61,80
Вес пустого (кг) 1100
Полетный вес (кг) 1450
Скорость у земли (км/ч) 110
Время набора высоты 2000 м (мин) 40
Продолжительность полета (час) 5
В.Шавров История конструкций самолетов в СССР до 1938 г.
Поплавковый самолет М-16 ("Зимняк", 3. С., "Зимний Сальмсон"). Все летающие лодки "М" могли устанавливаться зимой на лыжи, если в том возникала надобность. Конструктивно это осуществлялось очень просто. Сквозь корпус лодки у нижних скул перед реданом проходила стальная труба с фланцами или такая же труба крепилась под реданом на особых узлах по бокам лодки. В эту трубу вставлялась ось (тоже труба), на которую и надевались лыжи. Амортизации не было. Под хвостом была небольшая третья лыжа. Однако потери в летных качествах были настолько значительны, что возник вопрос о специальном морском самолете-разведчике для зимних условий под тот же двигатель "Сальмсон" в 150 л. с.
В конце 1916 г. Д. П. Григоровичем был выпущен самолет такого назначения - М-16 - поплавковый трехстоечный биплан с ферменным хвостом и толкающей силовой установкой. Было два главных поплавка и третий - хвостовой. Зимой вместо поплавков надевались лыжи. Гондола и хвост были выполнены полностью по типу "Фарманов" (-16, -20 и -22). Крылья имели конструкцию М-9, но были больше в размахе. Масса и летные качества соответствовали этим данным у М-9. Поплавки были плоскодонные безреданные. Масса пары их составляла 154 кг,масса хвостового - 8,2 кг. На поплавках он мог взлетать и садиться на снег и на лед.
М-16 был построен в 40 экземплярах и применялся несколько лет.
Самолет||М-16
Год выпуска||1916
Количество двигателей||1
Двигатель, марка||
мощность, л. с.||150
Назначение самолета||Разведчик
Число мест||2
Длина самолета, м||8,6
Размах крыла, м||18
Площадь крыла, м2||61,8
Масса пустого, кг||1100
Масса топлива+ масла, кг||185
Масса полной нагрузки, кг||350
Полетная масса, кг||1450
Удельная нагрузка на крыло, кг/м2||23,5
Удельная нагрузка на мощность, кг/лс||9,7
Весовая отдача, %||24,2
Скорость максимальная у земли, км/ч||110
Время набора высоты 1 000 м, мин||15
Продолжительность полета, ч||4
А.Шепс Самолеты Первой мировой войны. Страны Антанты
Кроме того, на заводе серийно (около 40 машин) строился поплавковый трехстоечный биплан ферменной конструкции по типу «Фарман-22», способный взлетать и садиться на воду и снег.
Показатель М-16 1916 г.
Размеры, м:
длина 8,6
размах крыльев 18,0
Площадь крыла, м2 61,8
Вес, кг:
максимальный взлетный 1450
пустого 1100
Двигатель: «Сальмсон»
число X мощность, л. с. 150
Скорость, км/ч 110
Дальность полета, км 450
Экипаж, чел. 2
Вооружение 1-2 пулемета