burger-menu
Поиск по сайту:
airplane photo

Страна: Россия

Год: 1916

Варианты

М.Маслов Русские самолеты Первой Мировой (Эксмо)

Летающая лодка М-15

   Этот тип возник в порядке дальнейшего совершенствования «девятки», в котором для получения более высоких летных характеристик предполагалась установка более мощного двигателя при одновременном уменьшении размеров - прежде всего несущей поверхности крыльев. По назначению М-15 значился как двухместный морской разведчик с двигателем «Испано-Сюиза» мощностью 150 л.с.
   Самолет был готов в ноябре 1916 г. и после непродолжительных сдаточных испытаний отправлен для опытной эксплуатации в морскую школу в Баку. В январе 1917 г. из Баку последовало требование доработок М-15, основные положения которых сводились к более удобной компоновке управления и оборудования, более качественному изготовлению.
   С точки зрения пилотирования М-15 оценивался очень хорошо. Он обладал более высокой скоростью и скороподъемностью, чем М-9, особо отмечали его высокую маневренность. Уже в ходе постройки в носовой части оборудовали стрелковую установку для пулеметов «Максим» или «Льюис», причем имелись как минимум два варианта верхнего грота носовой части.
   М-15 определяли как средний тип между истребителем и разведчиком и в боевых условиях считали более эффективным, чем М-9. Постройка М-15 началась со второй половины 1916 г. и продолжалась до конца 1917 г. Всего изготовили 54 М-15, большая часть их использовалась на Балтике, ориентировочно до двух десятков на Черном море и два экземпляра в летной школе в Баку. Два самолета достались Финляндии, один М-15 был захвачен неприятелем, эвакуирован на германскую территорию, позднее попал в музей авиации в Берлине, в котором находился до 1945 г. Затем был вывезен в Польшу, где хранится по сей день в авиационном музее в городе Краков.

Летные и технические характеристики М-15
   Размах верхнего крыла (м) 11,50 (11,9*)
   Длина в линии полета (м) 8,385 (8,43*)
   Площадь крыльев (мг) 45,48
   Вес пустого (кг) 840
   Полетный вес (кг) 1320
   Скорость у земли (км/ч) 125-130
   Время набора высоты 2000 м (мин) 20
   Потолок (м) 3500
   Продолжительность полета (час) 5
* по другим данным.


М-17, М-18, М-19

   В апреле 1917 г. Григорович прекратил свою деятельность на ПРТВ С.С.Щетинина и организовал свой Опытный завод в Петербурге. Наиболее вероятными причинами стали планы Морского ведомства проектировать и строить опытные гидросамолеты на специализированном предприятии.
   Среди разработок нового предприятия значился самолет М-17 (позднее М-17 бис) являющийся модификацией более раннего М-11. Этот одноместный морской истребитель с двигателем «Клерже» 130 л.с. испытывался летом 1918 г. Обладал идентичными с М-11 особенностями и недостатками: влиянием вращающегося двигателя на устойчивость и управляемость и малой мореходностью. Как истребитель признавался неудовлетворительным.
   По данным В.Б. Шаврова летающая лодка М-17 являлась вариантом М-15 с двигателем «Испано-Сюиза» 150 л.с.
   М-18 и М-19, ориентированные под двигатель «Испано-Сюиза» 200 л.с., являлись развитием М-15. Работы велись в 1918-19 гг., когда интереса к опытному авиастроительству не проявлялось, поэтому все постепенно прекратилось.

Показать полностью

Описание:

  • М.Маслов Русские самолеты Первой Мировой (Эксмо)
  • В.Шавров История конструкций самолетов в СССР до 1938 г.
  • А.Шепс Самолеты Первой мировой войны. Страны Антанты
  • A.Durkota, T.Darcey, V.Kulikov The Imperial Russian Air Service (Flying Machines)