Описание
Страна: Россия
Год: 1915
Варианты
- Григорович - М-9/М-19 - 1915 - Россия
- Григорович - М-15/ М-18 - 1916 - Россия
- Григорович - М-24 - 1923 - Россия
- М.Маслов Русские самолеты Первой Мировой (Эксмо)
- А.Шепс Самолеты Первой мировой войны. Страны Антанты
- В.Шавров История конструкций самолетов в СССР до 1938 г.
- H.Nowarra, G.Duval Russian Civil and Military Aircraft 1884-1969
- A.Durkota, T.Darcey, V.Kulikov The Imperial Russian Air Service (Flying Machines)
-
М.Маслов - Русские самолеты Первой Мировой /Эксмо/
Григорович М-9
-
М.Маслов - Русские самолеты Первой Мировой /Эксмо/
Григорович М-9
-
A.Durkota, T.Darcey, V.Kulikov - The Imperial Russian Air Service /Flying Machines/
Grigorovich M.9, Baltic Sea Fleet, 1916.
-
А.Шепс - Самолеты Первой мировой войны. Страны Антанты
М-9 ранних серий авиации Черноморского флота (1917г.)
-
А.Шепс - Самолеты Первой мировой войны. Страны Антанты
Летающая лодка-разведчик/бомбардировщик М-9 поздних серий (М-9-бис) авиации Балтийского флота (1917г.)
-
A.Durkota, T.Darcey, V.Kulikov - The Imperial Russian Air Service /Flying Machines/
The M.9's strut-mounted fuel tanks are located on each side of the main wing and the long radiator assemblies are located on each side of the engine. This aircraft is shown on the wooden docks at Oranienbaum (near St. Petersburg), 1920.
-
В.Шавров - История конструкций самолетов в СССР до 1938 г.
Летающая лодка М-9
-
М.Маслов - Русские самолеты Первой Мировой /Эксмо/
М-9, серийный №1551, с опознавательными знаками Красного Воздушного флота (красная звезда, накрашенная на старую русскую кокарду). Ораниенбаум, 1920 г.
Grigorovich M.9 on the slipway at Oranienburg in 1920. -
М.Маслов - Русские самолеты Первой Мировой /Эксмо/
Балтийская лодка М-9 (ЩС-26) в сентябре 1916 г. базировалась на береговой станции Церель
-
М.Маслов - Русские самолеты 1914-1917
Балтийская лодка М-9 (ЩС-26) в сентябре 1916 г. базировалась на береговой станции Церель
-
A.Durkota, T.Darcey, V.Kulikov - The Imperial Russian Air Service /Flying Machines/
Grigorovich M.9 (serial number 102), at Revel Air Station, located on the Baltic Sea, 1916. Naval Pilot Leitenant Nikolai A. Ragozin is shown wearing the white-colored hat. He shot down a German fighter on December 20, 1916, while flying a M.9 (his only aerial victory of the war).
-
М.Маслов - Русские самолеты Первой Мировой /Эксмо/
М-9 Красного Воздушного флота с серийным номером 1710 и едва различимой цифрой«9» на борту наглядно демонстрирует расширение корпуса лодки в нижней части
-
A.Durkota, T.Darcey, V.Kulikov - The Imperial Russian Air Service /Flying Machines/
A closeup of a M.9 (serial number 4). The M.9 could achieve a maximum speed of only 110 km/h (68.3 mph) due to the drag produced by the Salmson engine, two radiators, carburetor, air scoop, oil tank, controls, and bracing wires, which were all exposed to the air stream as clearly shown in this photo.
-
М.Маслов - Русские самолеты Первой Мировой /Эксмо/
Аппараты М-9 на борту гидрокрейсера (авиатранспорта) «Александр-I». Черноморский флот, 1916 г.
Romania was the best-equipped of the aircraft-carrying Romanian merchantmen that joined the Black Sea Fleet. She is carrying three Grigorovich M.9 flying boats aft and amidships. -
М.Маслов - Русские самолеты Первой Мировой /Эксмо/
М-9 с бортовым номером «8» спускают с плавучей баржи на воду. На борту лодки видна подвешенная авиабомба. Самарский авиадивизион, лето 1919 г.
-
A.Durkota, T.Darcey, V.Kulikov - The Imperial Russian Air Service /Flying Machines/
M.9 flying boats on the deck of the river aircraft carrier barge Kommuna, 1919. The Kommuna was equipped to carry up to nine Grigorovich M.9 flying boats for the Bolshevik Volga River flotilla throughout the Russian Civil War.
-
A.Durkota, T.Darcey, V.Kulikov - The Imperial Russian Air Service /Flying Machines/
Grigorovich M.9, number 161, circa 1917. Twin fuel tanks are mounted between inboard interplane struts. The hull's wood surface has been painted with a light gray marine paint just below the water line.
-
A.Durkota, T.Darcey, V.Kulikov - The Imperial Russian Air Service /Flying Machines/
A Grigorovich M.9 flying boat number 161, powered by a 140hp Salmson engine. Seversky flew M.9s on numerous missions, and scored four of his confirmed victories in this type of aircraft.
-
A.Durkota, T.Darcey, V.Kulikov - The Imperial Russian Air Service /Flying Machines/
Grigorovich M.9 on the wooden quay at the Air Detachment base at Raumo in Finland in 1917.
-
М.Маслов - Русские самолеты Первой Мировой /Эксмо/
Летающие лодки М-9, захваченные австрийскими войсками летом 1918 г. на Черном море
-
М.Маслов - Русские самолеты Первой Мировой /Эксмо/
Вариант установки пулемета «Виккерс» в носовой части М-9
-
A.Durkota, T.Darcey, V.Kulikov - The Imperial Russian Air Service /Flying Machines/
A mechanic examining a 150hp Salmson engine of a M.9 at Mariehamn (Aland Islands) in 1917.
-
М.Маслов - Русские самолеты Первой Мировой /Эксмо/
М-9 с радиаторами охлаждения двигателя типа «Хазет». бакинская школа авиации
-
М.Маслов - Русские самолеты Первой Мировой /Эксмо/
Двигатель летающей лодки М-9 «Сальмсон», оснащенный коробчатыми радиаторами охлаждения. Почти в центре нижнего крыла заметен манометр топливного бака, развернутый к левому пилоту.
-
М.Маслов - Русские самолеты Первой Мировой /Эксмо/
Вид на мотоустановку летающей лодки М-9бис, оснащенной двигателем «Рено»
-
М.Маслов - Русские самолеты Первой Мировой /Эксмо/
Установка двигателя «Сальмсон» на М-9 при помощи подъемного механизма в присутствии фотографа собрала всех присутствующих поблизости
-
М.Маслов - Русские самолеты Первой Мировой /Эксмо/
Постройка первого опытного М-9 на заводе Щетинина в 1915 г. Самолет отличался бензобаком со сферическим обтекателем перед двигателем
-
М.Маслов - Русские самолеты Первой Мировой /Эксмо/
Панорама сборочного цеха завода Щетинина и двух строящихся ранних М-9 с боковыми «жабрами»
-
A.Durkota, T.Darcey, V.Kulikov - The Imperial Russian Air Service /Flying Machines/
Although in need of repair, this M.9 offers a unique view of the Bolshevik's red star located on the top wing.
-
A.Durkota, T.Darcey, V.Kulikov - The Imperial Russian Air Service /Flying Machines/
Grigorovich M.9, Baltic Sea Fleet, 1916.
-
М.Маслов - Русские самолеты Первой Мировой /Эксмо/
Летающая лодка М-9
М.Маслов Русские самолеты Первой Мировой (Эксмо)
Летающая лодка М-9
Этот самый многочисленный гидросамолет русской постройки оказался наиболее известным и принес заслуженное признание Д.П.Григоровичу как конструктору. По своему назначению М-9 определялся как морской разведчик, однако оказался многоцелевым аппаратом, с различным успехом выполнявшим функции бомбардировщика и патрульного самолета.
Первый опытный экземпляр построили в конце 1915 г., после чего, по причине зимней погоды, его отправили для тестирования в Баку. На испытаниях, проведенных в январе 1916 г., самолет показал хорошую мореходность и послушность управления, свободно преодолевал волну высотой 0,5 метра, легко выходил из воды и отрывался в воздух. В полете показал высокую устойчивость и мягкость управления на виражах.
Положительное заключение участников испытаний позволило рекомендовать строить М-9 для авиации морского флота, причем уже первый заказ составил 30 экземпляров.
С появлением М-9 хорошие характеристики летающих лодок Григоровича обратили на себя внимание не только русского морского командования. 30 июня 1916 г. в Петрограде были получены телеграммы от морских агентов из Лондона и Парижа с просьбой о высылке союзникам чертежей и фотографий М-5 и М-9. Дополнительным подтверждением крупного успеха Д.П. Григоровича стало награждение конструктора в апреле 1916 г. за создание летающих лодок М-5 и М-9 орденом св. Владимира 4-й степени. Это награждение произошло в год 33-х летия Дмитрия Павловича.
Самолет М-9 явился последовательным совершенствованием М-5 с более мощным двигателем «Сальмсон» 140-150 л.с. и соответствующим увеличением размеров. Экипаж состоял из 2 человек, сидящих рядом. При этом впереди имелось еще одно место для воздушного стрелка, вооруженного пулеметом «Максим» или «Виккерс» на треноге. Место стрелка занимал, в случае необходимости, правый летчик (наблюдатель), в отдельных случаях экипаж состоял из трех человек. В 1917 г. в носовой части М-9 устанавливали 37-мм пушки производства Обуховского завода. Имелись планы оборудования таким вооружением 50 летающих лодок, однако об их реализации сведения отсутствуют.
В ходе изготовления серии в конструкцию М-9 вносились многочисленные изменения, позволяющие различать эти гидропланы. Лодки первых серийных самолетов имели в районе редана вогнутое днище с боковыми «жабрами», поэтому получили наименование М-9 с «уширенным реданом». Затем стали строить лодки с небольшой поперечной килеватостью днища (до 5°), иногда с дополнительными небольшими накладками вдоль скул в районе редана.
Звездообразный двигатель «Сальмсон» водяного охлаждения с толкающим воздушным винтом устанавливался на деревянной мотораме, укрепленной стойками, связывающими крылья и фюзеляж. Первый экземпляр имел сферический обтекатель, прикрывающий расходный топливный и масляный баки, размещенные на моторной раме перед двигателем. В дальнейшем расходные баки емкостью по 15 л установили в пространстве между крыльевыми стойками. Основной топливный бак емкостью 225 л. находился за кабиной пилотов в фюзеляже. Подача бензина, как и в М-5, под давлением, получаемым при помощи насоса. Для контроля означенного процесса имелся специальный манометр, который пилот мог наблюдать, слегка повернувшись назад.
Радиаторы охлаждения двигателя размещались по бокам моторамы, использовались два типа: коробчатые и плоские, секционные.
Серьезным недостатком М-9 оказалось большое лобовое сопротивление двигателя «Сальмсон», радиаторов охлаждения и всех деталей мотоустановки, не позволяющих рассчитывать на значительное увеличение полетной скорости. Новые машины развивали 110 км/ч, а побывавшие в эксплуатации и с изношенными двигателями не более 100 км/ч. Это обстоятельство очень мешало в ходе войны бороться с немецкими поплавковыми «Альбатросами» (русские летчики называли их «жуки»), имеющими скорость 150-160 км/ч. Кроме этого, М-9 не имели заднего оборонительного пулемета, поэтому в 1917 г. на Балтике им приходилось летать в сопровождении сухопутных истребителей «Ньюпор».
В период с апреля 1916 г. и до середины 1917 г. завод ПРТВ сдал не менее 212 экземпляров М-9. До середины 1917 г. чуть более 100 М-9 получила авиация Черного моря и не менее 86 экземпляров поступило на Балтику.
Черноморские «девятки» входили в состав Воздушной дивизии с базированием в Одессе и Севастополе, были приписаны к корабельным авиаотрядам на гидрокрейсерах «Александр I» и «Николай I». Боевое использование осуществлялось у берегов Болгарии и Румынии.
После событий 1917 г. черноморские М-9 неоднократно меняли владельцев с постоянным количественным уменьшением. Весной 1918 г., к моменту австро-немецкой оккупации на Черном море насчитывалось до 60 аппаратов этого типа. До 1919 г. эксплуатация самолетов практически не осуществлялась и, спустя год, в работоспособном состоянии оставались отдельные экземпляры. Добровольческая белая армия использовала эпизодически 5 М-9 летом-осенью 1919 г., еще три аппарата в этот период восстановили в Донском гидродивизионе.
На Каспийском море с 1918 г. до начала 1919 г. эксплуатировались два М-9, причем один из них использовался вдоль побережья против наступления турецких войск.
На Балтике боевая деятельность М-9 характеризовалась многочисленными столкновениями с немецкими аппаратами, воздушными боями и бомбардировками. За этот период русские летчики в воздушных боях сбили не менее десятка вражеских машин, потеряв по различным причинам соответствующее количество «девяток». Особенностью применения М-9 на Балтийском море следует назвать размещение отдельных отрядов на береговых базах, именуемых станциями. Летом 1917 г. Воздушная дивизия Балтийского моря делилась на две воздушные бригады: 1-ю (южный берег Финского залива и острова Моонзунда) и 2-ю (побережье Финляндии и Аланские острова). По состоянию на 3 августа Воздушная дивизия располагала тридцатью М-9 (ЩС) и 13-ю М-15 (ЩИ), имела следующее распределение самолетов с указанием их бортовых номеров (б/н - лодки без указанного бортового номера):
1-я бригада
Станция Бригитовка (Ревель) - 4 М-9 (ЩС-52, 61, 62, 65), 4 М-15 (ЩИ-10, 12, 14, 15).
Станция Кильконд (Кихельконна) - 8 М-9 (ЩС-16, 28, 29, 37, 38, 49, 59, 60), 4 М-15 (ЩИ-1, 7, 8, 13).
Станция Гапсаль (Хапсалу) - 2 М-9 (ЩС-25, 62).
Гапсальская авиационная школа - 3 М-9 (ЩС-22, 25, 51).
Станция Гогенгольм (Рейзи) - 3 М-9 (ЩС-35, 46, 47).
Станция Церель (Сяре) - 1 М-9 (ЩС-50), 4 М-15 (ЩИ-2, 4, 5, 6, 9, 11), 4 «Ньюпор 17» (НР-3, 6, 7, 8).
Станция Аренсбург (Кингисепп) - 1 М-15 (ЩИ-3), 6 «Ньюпор 17» (НР-1, 2, 4, 5, 9, 10).
2-я бригада
Станция Або (Турку) - 7 М-9 (ЩС-44, 53, 57, 66, 67, б/н - 2 шт.), 3 М-16 (ЗС-21, 23, 25), 1 «Морис-Фарман-11» (МФ-26).
Станция Ментилуото - 2 М-9 (ЩС-56, 58) Раумо -3 М-9 (ЩС-45, 63, б/н)
Дегере - 5 М-9 (ЩС-23, 31, 33, 34, 43).
Помимо указанных станций самолеты, в зависимости от оперативной обстановки, периодически базировались на постах Гельсингфорс, Лапвик, Юрмо, Руно, Люпертэ, Эккерэ и на станции Юнгфрузунд.
С наступлением 1918 г. количество балтийских «девяток» заметно уменьшилось. После эвакуации из Финляндии там оказалось до 10 экземпляров М-9, некоторое количество переправили в глубь территории России, отдельные экземпляры использовались Красным Воздушным флотом в районе Петрограда.
До середины 1919 г. на заводе «Гамаюн» (бывший ПРТВ С.С.Щетинина) изготовили еще до 40 М-9, поступивших в Воздушную бригаду Балтийского моря и на различные участки вооруженного противостояния. Особенностью гражданской войны в Центральной России стало продвижение наступающих войск вдоль крупных рек (Северная Двина, Днепр, Волга, Кама), поэтому гидросамолеты зачастую базировались на баржах, входящих в состав речных флотилий. Наиболее известным является воздушный дивизион Волжской (позднее Волжско-Каспийской) речной флотилии, базирующийся на барже «Коммуна», способной разместить в специальном ангаре 6 боеготовых гидросамолетов. В апреле 1919 г. воздушный дивизион Волжской флотилии имел на вооружении: 6 М-9, 2 М- 20 и 1 колесный истребитель «Ньюпор-23». В 1918-19 гг. означенные аппараты использовались на Каме и Волге, в 1920 г. в составе Воздушной бригады Волжско-Каспийской флотилии находилось 10-12 М-9. Общее количество «девяток», эксплуатируемых Красным Воздушным флотом в 1920 г. составило около 20 экземпляров.
В 1921 г. эта цифра поддерживалась благодаря восстановительному ремонту, однако в дальнейшем неуклонно сокращалась. Отдельные экземпляры М-9 в качестве учебных аппаратов просуществовали до середины 1920-х годов.
Летные и технические характеристики М-9
Размах верхнего крыла (м) 16,0
Длина в линии полета (м) 9,0
Площадь крыльев (мг) 54,8
Вес пустого (кг) 1060
Полетный вес (кг) 1610
Скорость у земли (км/ч ) 105
Время набора высоты 2000 м. (мин) 35,0
Потолок (м) 3000
Продолжительность полета (час) 5
Описание: