burger-menu
Поиск по сайту:
airplane photo

Страна: Россия

Год: 1915

Варианты

М.Маслов Русские самолеты Первой Мировой (Эксмо)

Летающая лодка М-9

   Этот самый многочисленный гидросамолет русской постройки оказался наиболее известным и принес заслуженное признание Д.П.Григоровичу как конструктору. По своему назначению М-9 определялся как морской разведчик, однако оказался многоцелевым аппаратом, с различным успехом выполнявшим функции бомбардировщика и патрульного самолета.
   Первый опытный экземпляр построили в конце 1915 г., после чего, по причине зимней погоды, его отправили для тестирования в Баку. На испытаниях, проведенных в январе 1916 г., самолет показал хорошую мореходность и послушность управления, свободно преодолевал волну высотой 0,5 метра, легко выходил из воды и отрывался в воздух. В полете показал высокую устойчивость и мягкость управления на виражах.
   Положительное заключение участников испытаний позволило рекомендовать строить М-9 для авиации морского флота, причем уже первый заказ составил 30 экземпляров.
   С появлением М-9 хорошие характеристики летающих лодок Григоровича обратили на себя внимание не только русского морского командования. 30 июня 1916 г. в Петрограде были получены телеграммы от морских агентов из Лондона и Парижа с просьбой о высылке союзникам чертежей и фотографий М-5 и М-9. Дополнительным подтверждением крупного успеха Д.П. Григоровича стало награждение конструктора в апреле 1916 г. за создание летающих лодок М-5 и М-9 орденом св. Владимира 4-й степени. Это награждение произошло в год 33-х летия Дмитрия Павловича.
   Самолет М-9 явился последовательным совершенствованием М-5 с более мощным двигателем «Сальмсон» 140-150 л.с. и соответствующим увеличением размеров. Экипаж состоял из 2 человек, сидящих рядом. При этом впереди имелось еще одно место для воздушного стрелка, вооруженного пулеметом «Максим» или «Виккерс» на треноге. Место стрелка занимал, в случае необходимости, правый летчик (наблюдатель), в отдельных случаях экипаж состоял из трех человек. В 1917 г. в носовой части М-9 устанавливали 37-мм пушки производства Обуховского завода. Имелись планы оборудования таким вооружением 50 летающих лодок, однако об их реализации сведения отсутствуют.
   В ходе изготовления серии в конструкцию М-9 вносились многочисленные изменения, позволяющие различать эти гидропланы. Лодки первых серийных самолетов имели в районе редана вогнутое днище с боковыми «жабрами», поэтому получили наименование М-9 с «уширенным реданом». Затем стали строить лодки с небольшой поперечной килеватостью днища (до 5°), иногда с дополнительными небольшими накладками вдоль скул в районе редана.
   Звездообразный двигатель «Сальмсон» водяного охлаждения с толкающим воздушным винтом устанавливался на деревянной мотораме, укрепленной стойками, связывающими крылья и фюзеляж. Первый экземпляр имел сферический обтекатель, прикрывающий расходный топливный и масляный баки, размещенные на моторной раме перед двигателем. В дальнейшем расходные баки емкостью по 15 л установили в пространстве между крыльевыми стойками. Основной топливный бак емкостью 225 л. находился за кабиной пилотов в фюзеляже. Подача бензина, как и в М-5, под давлением, получаемым при помощи насоса. Для контроля означенного процесса имелся специальный манометр, который пилот мог наблюдать, слегка повернувшись назад.
   Радиаторы охлаждения двигателя размещались по бокам моторамы, использовались два типа: коробчатые и плоские, секционные.
   Серьезным недостатком М-9 оказалось большое лобовое сопротивление двигателя «Сальмсон», радиаторов охлаждения и всех деталей мотоустановки, не позволяющих рассчитывать на значительное увеличение полетной скорости. Новые машины развивали 110 км/ч, а побывавшие в эксплуатации и с изношенными двигателями не более 100 км/ч. Это обстоятельство очень мешало в ходе войны бороться с немецкими поплавковыми «Альбатросами» (русские летчики называли их «жуки»), имеющими скорость 150-160 км/ч. Кроме этого, М-9 не имели заднего оборонительного пулемета, поэтому в 1917 г. на Балтике им приходилось летать в сопровождении сухопутных истребителей «Ньюпор».
   В период с апреля 1916 г. и до середины 1917 г. завод ПРТВ сдал не менее 212 экземпляров М-9. До середины 1917 г. чуть более 100 М-9 получила авиация Черного моря и не менее 86 экземпляров поступило на Балтику.
   Черноморские «девятки» входили в состав Воздушной дивизии с базированием в Одессе и Севастополе, были приписаны к корабельным авиаотрядам на гидрокрейсерах «Александр I» и «Николай I». Боевое использование осуществлялось у берегов Болгарии и Румынии.
   После событий 1917 г. черноморские М-9 неоднократно меняли владельцев с постоянным количественным уменьшением. Весной 1918 г., к моменту австро-немецкой оккупации на Черном море насчитывалось до 60 аппаратов этого типа. До 1919 г. эксплуатация самолетов практически не осуществлялась и, спустя год, в работоспособном состоянии оставались отдельные экземпляры. Добровольческая белая армия использовала эпизодически 5 М-9 летом-осенью 1919 г., еще три аппарата в этот период восстановили в Донском гидродивизионе.
   На Каспийском море с 1918 г. до начала 1919 г. эксплуатировались два М-9, причем один из них использовался вдоль побережья против наступления турецких войск.
   На Балтике боевая деятельность М-9 характеризовалась многочисленными столкновениями с немецкими аппаратами, воздушными боями и бомбардировками. За этот период русские летчики в воздушных боях сбили не менее десятка вражеских машин, потеряв по различным причинам соответствующее количество «девяток». Особенностью применения М-9 на Балтийском море следует назвать размещение отдельных отрядов на береговых базах, именуемых станциями. Летом 1917 г. Воздушная дивизия Балтийского моря делилась на две воздушные бригады: 1-ю (южный берег Финского залива и острова Моонзунда) и 2-ю (побережье Финляндии и Аланские острова). По состоянию на 3 августа Воздушная дивизия располагала тридцатью М-9 (ЩС) и 13-ю М-15 (ЩИ), имела следующее распределение самолетов с указанием их бортовых номеров (б/н - лодки без указанного бортового номера):
   1-я бригада
   Станция Бригитовка (Ревель) - 4 М-9 (ЩС-52, 61, 62, 65), 4 М-15 (ЩИ-10, 12, 14, 15).
   Станция Кильконд (Кихельконна) - 8 М-9 (ЩС-16, 28, 29, 37, 38, 49, 59, 60), 4 М-15 (ЩИ-1, 7, 8, 13).
   Станция Гапсаль (Хапсалу) - 2 М-9 (ЩС-25, 62).
   Гапсальская авиационная школа - 3 М-9 (ЩС-22, 25, 51).
   Станция Гогенгольм (Рейзи) - 3 М-9 (ЩС-35, 46, 47).
   Станция Церель (Сяре) - 1 М-9 (ЩС-50), 4 М-15 (ЩИ-2, 4, 5, 6, 9, 11), 4 «Ньюпор 17» (НР-3, 6, 7, 8).
   Станция Аренсбург (Кингисепп) - 1 М-15 (ЩИ-3), 6 «Ньюпор 17» (НР-1, 2, 4, 5, 9, 10).
   2-я бригада
   Станция Або (Турку) - 7 М-9 (ЩС-44, 53, 57, 66, 67, б/н - 2 шт.), 3 М-16 (ЗС-21, 23, 25), 1 «Морис-Фарман-11» (МФ-26).
   Станция Ментилуото - 2 М-9 (ЩС-56, 58) Раумо -3 М-9 (ЩС-45, 63, б/н)
   Дегере - 5 М-9 (ЩС-23, 31, 33, 34, 43).
   Помимо указанных станций самолеты, в зависимости от оперативной обстановки, периодически базировались на постах Гельсингфорс, Лапвик, Юрмо, Руно, Люпертэ, Эккерэ и на станции Юнгфрузунд.
   С наступлением 1918 г. количество балтийских «девяток» заметно уменьшилось. После эвакуации из Финляндии там оказалось до 10 экземпляров М-9, некоторое количество переправили в глубь территории России, отдельные экземпляры использовались Красным Воздушным флотом в районе Петрограда.
   До середины 1919 г. на заводе «Гамаюн» (бывший ПРТВ С.С.Щетинина) изготовили еще до 40 М-9, поступивших в Воздушную бригаду Балтийского моря и на различные участки вооруженного противостояния. Особенностью гражданской войны в Центральной России стало продвижение наступающих войск вдоль крупных рек (Северная Двина, Днепр, Волга, Кама), поэтому гидросамолеты зачастую базировались на баржах, входящих в состав речных флотилий. Наиболее известным является воздушный дивизион Волжской (позднее Волжско-Каспийской) речной флотилии, базирующийся на барже «Коммуна», способной разместить в специальном ангаре 6 боеготовых гидросамолетов. В апреле 1919 г. воздушный дивизион Волжской флотилии имел на вооружении: 6 М-9, 2 М- 20 и 1 колесный истребитель «Ньюпор-23». В 1918-19 гг. означенные аппараты использовались на Каме и Волге, в 1920 г. в составе Воздушной бригады Волжско-Каспийской флотилии находилось 10-12 М-9. Общее количество «девяток», эксплуатируемых Красным Воздушным флотом в 1920 г. составило около 20 экземпляров.
   В 1921 г. эта цифра поддерживалась благодаря восстановительному ремонту, однако в дальнейшем неуклонно сокращалась. Отдельные экземпляры М-9 в качестве учебных аппаратов просуществовали до середины 1920-х годов.

Летные и технические характеристики М-9
   Размах верхнего крыла (м) 16,0
   Длина в линии полета (м) 9,0
   Площадь крыльев (мг) 54,8
   Вес пустого (кг) 1060
   Полетный вес (кг) 1610
   Скорость у земли (км/ч ) 105
   Время набора высоты 2000 м. (мин) 35,0
   Потолок (м) 3000
   Продолжительность полета (час) 5

Показать полностью

Описание:

  • М.Маслов Русские самолеты Первой Мировой (Эксмо)
  • А.Шепс Самолеты Первой мировой войны. Страны Антанты
  • В.Шавров История конструкций самолетов в СССР до 1938 г.
  • H.Nowarra, G.Duval Russian Civil and Military Aircraft 1884-1969
  • A.Durkota, T.Darcey, V.Kulikov The Imperial Russian Air Service (Flying Machines)