Описание
Страна: Россия
Год: 1915
Варианты
- Григорович - М-1 - 1913 - Россия
- Григорович - М-2 / М-3 / М-4 - 1914 - Россия
- Григорович - М-5 - М-8 - 1915 - Россия
- Григорович - М-20 - 1917 - Россия
- М.Маслов Русские самолеты Первой Мировой (Эксмо)
- А.Шепс Самолеты Первой мировой войны. Страны Антанты
- В.Шавров История конструкций самолетов в СССР до 1938 г.
- H.Nowarra, G.Duval Russian Civil and Military Aircraft 1884-1969
- A.Durkota, T.Darcey, V.Kulikov The Imperial Russian Air Service (Flying Machines)
-
М.Маслов - Русские самолеты Первой Мировой /Эксмо/
Григорович М-5
-
A.Durkota, T.Darcey, V.Kulikov - The Imperial Russian Air Service /Flying Machines/
Grigorovich M.5 tactical #36, Black Sea Fleet, 1916. Hydro-Cruiser Imperator Nikolai I. (Victor V. Utgoff)
-
A.Durkota, T.Darcey, V.Kulikov - The Imperial Russian Air Service /Flying Machines/
Grigorovich M.5 tactical #38, Black Sea Fleet, 1916. Hydro-Cruiser Imperator Nikolai I.
-
А.Шепс - Самолеты Первой мировой войны. Страны Антанты
Летающая лодка М-5 авиации Балтийского флота (1915г.)
-
A.Durkota, T.Darcey, V.Kulikov - The Imperial Russian Air Service /Flying Machines/
Another view of the M.5 prototype at Krestovsky Island (St. Peterburg), in 1915.
-
A.Durkota, T.Darcey, V.Kulikov - The Imperial Russian Air Service /Flying Machines/
This is the prototype M.5 on the ramp at the Shchetinin (PRTV) company's establishment on Krestovsky Island (St. Peterburg), in 1915.
-
М.Маслов - Русские самолеты 1914-1917
М-5 с флотским кодовым номером из состава 1 -го корабельного авиаотряда. Черное море, 1916г.
-
М.Маслов - Русские самолеты Первой Мировой /Эксмо/
М-5 с флотским кодовым номером «37» из состава 1-го корабельного авиаотряда. Черное море, 1916 г.
A substantial number of Grigorovich M-5 flying-boats were used as trainers until 1926. -
A.Durkota, T.Darcey, V.Kulikov - The Imperial Russian Air Service /Flying Machines/
Profile view of a Grigorovich M.5 (serial number 47).
-
H.Nowarra, G.Duval - Russian Civil and Military Aircraft 1884-1969
Grigorovich M.5;
-
М.Маслов - Русские самолеты Первой Мировой /Эксмо/
Аппараты М-5 летной школы им. Троцкого на Гутуевском острове в Петрограде в день проведения полетов. Ноябрь 1918 г.
-
М.Маслов - Русские самолеты 1914-1917
М-5 с бортовым номером из состава школы им. Троцкого. Петроград, Гутуевский остров, ноябрь 1918 г.
-
М.Маслов - Русские самолеты Первой Мировой /Эксмо/
Аппараты М-5 летной школы им. Троцкого на Гутуевском острове в Петрограде в день проведения полетов. Ноябрь 1918 г.
-
М.Маслов - Русские самолеты Первой Мировой /Эксмо/
Аппараты М-5 летной школы им. Троцкого на Гутуевском острове в Петрограде в день проведения полетов. Ноябрь 1918 г.
-
М.Маслов - Русские самолеты Первой Мировой /Эксмо/
М-5 в авиации Красного Воздушного флота. Прекрасно различимы бомбодержатели под крылом, окованный воздушный винт и механизм ручного запуска двигателя, смещенный вправо
-
М.Маслов - Русские самолеты Первой Мировой /Эксмо/
Ремонт ротативного двигателя «Гном Моносупап» на самолете М-5. Корпус лодки закреплен на перекатных тележках
-
М.Маслов - Русские самолеты Первой Мировой /Эксмо/
Учебные М-5 бакинской летной школы на берегу Каспийского моря
-
A.Durkota, T.Darcey, V.Kulikov - The Imperial Russian Air Service /Flying Machines/
Two Sikorsky S-10 floatplanes (foreground) and two Grigorovich flying boats on the beach at Revel Air Station, 1915.
Другие самолёты на фотографии: Сикорский С-10 - Россия - 1913
-
В.Шавров - История конструкций самолетов в СССР до 1938 г.
Petrograd, Neva river.
-
М.Маслов - Русские самолеты Первой Мировой /Эксмо/
Лодка М-11 из состава летной школы в Баку на плаву. На заднем плане узнаваема лодка М-5
Другие самолёты на фотографии: Григорович М-11/ М-12 / М-17 - Россия - 1916
-
М.Маслов - Русские самолеты Первой Мировой /Эксмо/
М-5 неизвестной принадлежности отличается более редким шагом нервюр верхнего крыла в районе размещения элеронов. Самолет только что спустили по вязкому берегу на воду
-
М.Маслов - Русские самолеты Первой Мировой /Эксмо/
М-5 из состава летной школы рулит на скорости по Неве. Петроград, осень 1918 г.
-
М.Маслов - Русские самолеты Первой Мировой /Эксмо/
М-5 рулит после посадки к береговой линии. Школа им. Троцкого, Петроград, ноябрь 1918 г.
-
A.Durkota, T.Darcey, V.Kulikov - The Imperial Russian Air Service /Flying Machines/
A Grigorovich M.5 flying boat number 38 connected to a ship's hoist, circa 1915.
-
A.Durkota, T.Darcey, V.Kulikov - The Imperial Russian Air Service /Flying Machines/
Grigorovich M.5 (serial number 32) being hoisted off either the seaplane carrier Imperator Alexandr I or Imperator Nikolai I, 1915-1916. An airman is riding a line to the aircraft, while ship's crewmen are using long poles to keep the aircraft away from the ship's sides.
-
A.Durkota, T.Darcey, V.Kulikov - The Imperial Russian Air Service /Flying Machines/
Grigorovich M.5 (serial number 57), being hoisted aboard the seaplane carrier Almaz during operations in the Black Sea, ca. 1916. The Almaz was a hybrid cruiser/yacht that operated in the Black Sea during the war.
-
A.Durkota, T.Darcey, V.Kulikov - The Imperial Russian Air Service /Flying Machines/
Grigorovich M.5 (serial number 41), being hoisted on the seaplane carrier Almaz. This photo was dated 13 March 1916 by the Julian calendar, which lagged behind the Gregorian calendar by 13 days.
-
A.Durkota, T.Darcey, V.Kulikov - The Imperial Russian Air Service /Flying Machines/
Grigorovich M.5 (serial number 36), equipped with a Maxim 7.62 mm machine gun. The radio antenna's circular housing can be seen with the windup crank attached. Empty bombracks are located next to the antenna housing. This flying boat had been painted with a light colored marine paint on the bottom of its hull.
-
A.Durkota, T.Darcey, V.Kulikov - The Imperial Russian Air Service /Flying Machines/
Grigorovich M.5 (serial number 38), mounted with an infantry-style Maxim machine gun. The circular housing is for the radio antenna. The removed panel under the gun reveals the position of the radio transmitter unit. Serial number "38" is white with black highlighting. The light-colored weight on the drum was used to help unwind the antenna when needed.
-
М.Маслов - Русские самолеты Первой Мировой /Эксмо/
Внутренний двор одесского завода Анатра в 1917 г. На переднем плане корпус летающей лодки М-5, на заднем плане самолеты «Анасаль», подготовленные к окончательной сборке
Другие самолёты на фотографии: Анатра Анатра-ДС (Анасаль) - Россия - 1916
-
М.Маслов - Русские самолеты Первой Мировой /Эксмо/
Летающие лодки М-5 в процессе постройки на заводе С.С.Щетинина. На заднем плане видны собранные монопланы «Ньюпор-IV», кабины самолетов «Фарман» и ящики для санитарных повозок
Другие самолёты на фотографии: Nieuport Nieuport-IV - Франция - 1911
-
A.Durkota, T.Darcey, V.Kulikov - The Imperial Russian Air Service /Flying Machines/
The cockpit interior of a Grigorovich M.5. The control stick is mounted on the left side of the cockpit. The machine gun is a Maxim of 7.62 mm. The Russian letters on the right side of the photo indicate "restricted viewing for security reasons."
-
М.Маслов - Русские самолеты Первой Мировой /Эксмо/
Оригинальный чертеж корпуса лодки гидроплана М-5. Носовые обводы несколько отличаются от привычного корпуса М-5. Отсутствие «ятей» (т.е. буквы ъ) позволяет предположить, что представленная графика выполнена в 1920-21 годах и относится к некоей вариации известной учебной машины
-
М.Маслов - Русские самолеты Первой Мировой /Эксмо/
Рули высоты лодки М-5 и совершенно экзотической М-23бис
-
М.Маслов - Русские самолеты Первой Мировой /Эксмо/
Двойное управление учебной летающей лодки М-5
-
М.Маслов - Русские самолеты Первой Мировой /Эксмо/
Центральная пирамида в пространстве между крыльями лодки М-5 для установки ротативного двигателя "Гном-Моносупап" мощностью 100 л.с.
-
М.Маслов - Русские самолеты Первой Мировой /Эксмо/
Оригинальный чертеж общего вида гидроплана М-5
-
A.Durkota, T.Darcey, V.Kulikov - The Imperial Russian Air Service /Flying Machines/
Grigorovich M.5 tactical #36, Black Sea Fleet, 1916. Hydro-Cruiser Imperator Nikolai I. (Victor V. Utgoff)
-
В.Шавров - История конструкций самолетов в СССР до 1938 г.
Схема летающей лодки М-5
-
М.Маслов - Русские самолеты Первой Мировой /Эксмо/
Летающая лодка М-5
М.Маслов Русские самолеты Первой Мировой (Эксмо)
Летающая лодка М-5
Этот одномоторный, двухместный аппарат стал первой заметной удачей Д.П.Григоровича, закрепившей за ним авторитет создателя гидросамолетов. Фактически М-5 явился продолжением предыдущих типов, в нем конструктор улучшил гидродинамику корпуса лодки, удлинил и слегка изогнул ее хвостовую часть кверху для более эффективного размещения хвостового оперения. В отличие от предыдущих конструкций, в которых нижнее крыло было поднято над фюзеляжем на коротких 150 мм стойках, в М-5 это крыло соединялось непосредственно с увеличенным по высоте корпусом лодки. Размах и площадь нижнего крыла увеличились, и это обстоятельство заметно улучшило взлетные и посадочные свойства самолета.
Особое внимание было уделено повышению прочности корпуса в части, соприкасающейся с водой. Конструкция лодки могла уже называться типовой, она состояла из ясеневого каркаса с 3-мм фанерной обшивкой на бортах и 5-6 мм обшивкой на днище. Редан накладной из 10 мм фанеры. Сборка корпуса велась на латунных шурупах с использованием свинцовых или цинковых белил. Стыки обшивки усиливались фанерными накладками, проклепанными медными заклепками. Нижние швы укреплялись медной фольгой толщиной 0,3 мм, края ее загибались под обшивку, а стыки паялись оловом. Снаружи деревянный корпус покрывался бесцветным масляным лаком, а внутренние поверхности - олифой.
Конструкция крыльев, стабилизатора и киля вертикального оперения из сосны, рули высоты и поворота из тонкостенных стальных труб. Горизонтальное хвостовое оперение с целью защиты от воды поднято вверх на стальной трубчатой пирамиде и расчалено тросами. Такая конструктивная схема не являлась достаточно жесткой, в полете хвостовая часть заметно скручивалась на вираже, вибрировала от воздушной струи, однако никогда не ломалась.
Ротативный двигатель с толкающим воздушным винтом монтировался на мотораме, расположенной в пространстве между центральными межкрыльевыми стойками. В передней части мотоустановки находилась рукоятка ручного запуска двигателя. Для подачи бензина к двигателю пользовались ручным насосом, которым создавали избыточное давление в топливном баке, размещенном за кабиной пилотов.
Основная часть построенных М-5 оснащалась двигателями «Гном Моносупап» 100 л.с. С этим двигателем получилось наиболее удачное соотношение мощности, полетного веса и размеров самолета, позволявшее оценивать его как приятный в полете, а по своей устойчивости и безопасности считать отличным учебным аппаратом. В последнем своем качестве самолет положительно запомнился многим авиаторам, прошедшим на нем обучение полетам, и даже получил весьма благосклонное прозвище «пятак».
Одновременно М-5 обладал невысокими летными данными, его полетная скорость находилась в пределах 100 км/ч. Григорович неоднократно пытался улучшить характеристики М-5 путем установки более мощных двигателей, однако, единожды достигнутая гармония (с «Гном Моносупап») нарушалась и летные качества только ухудшались.
Первый экземпляр М-5 построили на заводе Щетинина в апреле 1915 г. Спустя месяц самолет успешно прошел испытания, после чего последовал заказ на первые 12 таких лодок для Морского ведомства. Серийное производство началось в июне 1915 г. и продолжалось до середины 1917 г. К этому сроку общее количество изготовленных М-5 составило порядка 200 экземпляров, большинство их изготовили на заводе Щетинина в Петрограде и некоторое количество на заводе Анатра в Одессе.
Наиболее активно М-5 использовались в авиации Черноморского флота, получившей в свое пользование за весь период более 70 таких гидропланов. 10 октября 1915 г. начальник авиации Черноморского флота старший лейтенант Стаховский писал в Морской генеральный штаб: «...Боевыми аппаратами можно считать лишь Щетинины типа М 5, коих имеется 17, но за недостатком моторов из них могут действовать лишь 14». Дополним эти сведения: в ноябре 1916 г. на Черном море их числилось 45 экземпляров, в конце 1917 г. - 24 экземпляра.
Вооружение боевых М-5 состояло из одного пулемета «Максим», «Виккерс» или «Льюис», установленных на треноге перед правым членом экипажа, нескольких 8- фунтовых или двух 50-фунтовых бомб. С ноября 1915 г. на отдельных экземплярах устанавливали радиотелеграфные станции с дальностью связи 40 км и фотоаппараты «Потте».
Черноморские М-5 базировались в Севастополе (1-й и 2-й отряды Воздушной дивизии), Одессе и Батуме (Кавказский фронт). Кроме этого, часть аппаратов была приписана к 1, 2 и 3-му корабельным авиаотрядам на гидрокрейсерах «Александр I» и «Николай I». В отдельных случаях самолеты доставляли крейсеры «Алмаз» и «Память Меркурия». Самолеты корабельной авиации участвовали в рейдах к берегам Турции и Болгарии, наиболее известной является атака турецкого порта Зонгулдак 24 января 1916 г. Русская эскадра в этой акции состояла из линкора «Императрица Мария», крейсера «Кагул», эсминцев охранения и гидрокрейсеров «Александр I» и «Николай I». Использовались 14 гидросамолетов, среди которых находились и М-5. При атаке турецкого порта бомбардировкой с воздуха удалось потопить транспорт «Ирмингард».
В начале 1918 г. практически все черноморские М-5 оказались в зоне Белого движения и австрийской оккупации. В летном состоянии оставались лишь единичные экземпляры, которые просуществовали до 1919-20 гг.
Другие эпизоды использования М-5 были следующими. 28 июля 1915 г. в Петрограде открыли офицерскую школу морской авиации. Поначалу в ней имелись 4 лодки М-5 и две французские ФБА. Одновременно с функционирующей школой в Петрограде решили открыть ее отделение в Баку на Каспийском море - к обучению летчиков здесь приступили 22 ноября 1915 г.
Точное количество учебных аппаратов, используемых петроградской школой неизвестно, однако в апреле 1918 г. (в связи с угрозой немецкого вторжения), после более чем двух лет ее существования и соответствующих потерь, школу эвакуировали с 5 М-5 в Нижний Новгород. Такое же количество М-5 имелось в морской школе им. Троцкого, открытой 11 ноября 1918 г. на Гутуевском острове в Петрограде. В период с мая по октябрь 1919 г. М-5 этой школы принимали участие в боевых действиях против армии генерала Юденича, наступавшей на Петроград. В декабре 1919 г. оба упомянутых учебных заведения объединили в Военно-морскую школу авиации и перевели в Самару на Волге. Школа базировалась на барже «Евпраксия», которая была оборудована ангаром и спуском для гидросамолетов. В 1920-21 гг., используя в основном М-5, здесь подготовили 48 морских летчиков. В декабре 1921 г. школу перевели в Севастополь, где отдельные экземпляры М-5 эксплуатировались до середины 1920-х годов. В декабре 1925 г. в составе советской авиации числилось 22 экземпляра учебных М-5 (очевидно, совместно с М-20, отличающимся лишь двигателем).
Бакинский филиал с начала 1917 г. стал самостоятельной летной школой с прекрасно оборудованными мастерскими, ангарами и спусками на воду. В лучшие времена здесь насчитывалось до 20 учебных гидросамолетов М-5. Часть из них в середине 1918 г. принимала участие в отражении турецкого наступления в Закавказье, действуя в интересах остатков русской (царской) армии. Активное использование вело к неуклонному снижению количества пригодных к полетам машин, поэтому в 1919 г. здесь оставалось лишь два экземпляра М-5. В последующих бурных событиях гражданской войны Бакинская школа и ее имущество перестали существовать.
Помимо эксплуатации в России, по крайней мере, одна лодка М-5 после 1917 г. использовалась в Финляндии. Еще один экземпляр в результате боевых действий достался Турции, где сохранился до наших дней в авиационном музее Стамбула - Hava Museci.
Летающие лодки М-6, М-7, М-8
В отношении этих объектов существуют малочисленные и противоречивые сведения, понуждающие объединить их описание вместе.
М-6. Возможно, это наименование предполагалось присвоить новой лодке Григоровича с двигателем «Санбим» 150 л.с., показавшей неудовлетворительные результаты. В любом случае, на сегодняшний день документальных подтверждений существования оригинального аппарата с таким названием не обнаружено.
М-7. Как и предыдущий тип, оказался неудачным увеличенным вариантом М-5 с двигателем «Санбим» 150 л.с. При испытаниях не оторвался от воды. Попытки вносить изменения помогли мало, и этот самолет разобрали на запчасти.
М-8. На самом деле существуют сомнения даже в его существовании. По одним данным это прототип М-9, по другим - нереализованный проект большого двухмоторного гидросамолета.
Летные и технические характеристики М-5
Размах верхнего крыла (м) 13,50 (13,62*)
Длина в линии полета (м) 8,21(8,62*)
Площадь крыльев (мг) 36,6 (37,96*)
Вес пустого (кг) 660
Полетный вес (кг) 960
Скорость у земли (км/ч) 90-105
Время набора высоты 2000 м (мин) 25-45
Потолок (м) 3300
Продолжительность полета (час) 3,5-4,0
*по другим данным
Описание: