Описание
Страна: Россия
Год: 1916
Фронтовой самолет
Варианты
- Анатра - Анатра-Д (Анаде, Анатра-Декан) - 1915 - Россия
- Анатра - Анаклер - 1916 - Россия
- Анатра - Анатра-ДС (Анасаль) - 1916 - Россия
- М.Маслов Русские самолеты Первой Мировой (Эксмо)
- В.Кондратьев Самолеты первой мировой войны
- В.Шавров История конструкций самолетов в СССР до 1938 г.
- А.Шепс Самолеты Первой мировой войны. Страны Антанты
- H.Nowarra, G.Duval Russian Civil and Military Aircraft 1884-1969
- A.Durkota, T.Darcey, V.Kulikov The Imperial Russian Air Service (Flying Machines)
- P.Grosz, G.Haddow, P.Shiemer Austro-Hungarian Army Aircraft of World War One (Flying Machines)
- E.Hauke, W.Schroeder, B.Totschinger Die Flugzeuge der k.u.k. Luftfahrtruppe und Seeflieger 1914-1918
-
М.Маслов - Русские самолеты Первой Мировой /Эксмо/
Анатра «Анасаль», ВВС России, 1916 г.
-
A.Durkota, T.Darcey, V.Kulikov - The Imperial Russian Air Service /Flying Machines/
Anatra DS (Anasal), Czechoslovakian Air Force, late 1918.
-
В.Кондратьев - Самолеты первой мировой войны
Анатра "Анасаль" ВВС России, 1916г.
-
В.Обухович, А.Никифоров - Самолеты Первой Мировой войны
Анатра "Анасаль"
-
А.Шепс - Самолеты Первой мировой войны. Страны Антанты
Разведчик/легкий бомбардировщик "Анатра-ДС" (1917г.)
-
А.Шепс - Самолеты Первой мировой войны. Страны Антанты
Разведчик/легкий бомбардировщик "Анатра-Д" (1916г.)
-
А.Шепс - Самолеты Первой мировой войны. Страны Антанты
Разведчик/легкий бомбардировщик "Анатра-ДСС" (1917г.)
-
М.Маслов - Русские самолеты Первой Мировой /Эксмо/
Анатра «Анасаль» №386 «Мурик»
-
E.Hauke, W.Schroeder, B.Totschinger - Die Flugzeuge der k.u.k. Luftfahrtruppe und Seeflieger 1914-1918
Anatra DS Anasal (Nr. 832)
-
М.Маслов - Русские самолеты Первой Мировой /Эксмо/
Анатра «Анасаль» с выхлопным коллектором двигателя, отводящим отработанные газы под фюзеляж
Standard production Anasal equipped with a 150hp Salmson radial engine. This machine was similar in shape to the Anade, but was slightly larger. It was capable of 90 mph and had a ceiling of 14,100 feet. Despite problems with stability, it was favorably received at the front compared with other available designs. About 70 were manufactured during 1917. -
М.Маслов - Русские самолеты 1914-1917
"Анасаль" с лобовым радиатором перед верхним крылом и выхлопным коллектором двигателя, отводящим отработанные газы под фюзеляж
-
В.Шавров - История конструкций самолетов в СССР до 1938 г.
Самолет-разведчик "Анатра" "Анасаль"
-
М.Маслов - Русские самолеты Первой Мировой /Эксмо/
Анатра «Анасаль» с заводским номером 386 из состава 19-го отдельного авиаотряда Красного Воздушного флота. Оригинальная подпись к фото, приведенная в фотоальбоме летчика-наблюдателя Феодосия Сергеевича Горячего, свидетельствует, что в самолете находятся товарищи Межак и Животовский, которые только что совершили перелет Обоянь-Ржава. Именно в Обояни Курской губернии базировался в 1921 году 19-й авиаотряд. Позднее отряд (или его часть) перебазировали под Харьков. Кроме указанного «Анасаля» в отряде имелся второй однотипный аппарат с заводским серийным номером 388
-
М.Маслов - Русские самолеты Первой Мировой /Эксмо/
Еще одно фото Анатра «Анасаль» №386 со слонами, нарисованными на фюзеляже. Сам аппарат с колесами от биплана «Вуазен», с нарисованными на фюзеляже 9-ю белыми слонами и именем «Мурик», за свою долгую службу в авиаотряде называли «дедушкой». Кстати, в обычной традиции, количество фигурок слонов (или слоников), приносящих счастье и удачу, определяется в семь особей. Здесь, на самолете, имеются 9 нарисованных слонов, что, очевидно, означало какой-то особый смысл. Ибо в обычном понимании, известном из энциклопедических источников, 9 слонов способствуют повышению интеллекта. В нашем случае такое объяснение, похоже, не очень подходит. И еще. В описании самолета Хиони №4 есть фрагмент из книги Евгения Бурче, где используется определение «Стадо слонов». Понятно, что сразу хочется найти какие-то связи между «Анасалем» №386 и «Двухвосткой», раз уж оба аппарата в 1921 году каким-то образом связаны со слонами. К сожалению, разрешить эту загадку пока не удалось.
-
М.Маслов - Русские самолеты Первой Мировой /Эксмо/
«Анасаль» №386 после произошедшего 10 июня 1921 года полного «капота». В тени пострадавшего аппарата прилегли военлет Постромкин и наблюдатель Горячий. Оригинальная подпись к указанному фото добавляет, что командиром авиаотряда №19 является военлет А. В. Решетов. Да, кстати, данное фото представляет кроме «слоников» еще одну загадку - светлый треугольник, наложенный на красную звезду на руле поворота. Что это, просто знак подразделения, мистический символ или напоминание на возможную прежнюю принадлежность летательного аппарата к «донской авиации»?
Как известно, в составе вооружённых сил Всевеликого войска Донского, созданного весной 1918 года, имелись и самолеты. Согласно приказа по Войскам Донской Армии №348 от 27 июня 1918 г. был введен отличительный знак Донских самолетов: черный треугольник на белом круге. При этом указанный равнобедренный треугольник вписывался в круг с последующей обводкой (или кольцом) шириной один дюйм. В нашем случае цвета другие, но сходство как говорится, просто лезет наружу -
М.Маслов - Русские самолеты Первой Мировой /Эксмо/
«Анасаль» №386 10 июня 1921 года после поломки шасси. Зто фото из другой коллекции и другого качества. Очевидно лишь то, что на левом борту изображения слонов не было
-
P.Grosz, G.Haddow, P.Shiemer - Austro-Hungarian Army Aircraft of World War One /Flying Machines/
Still carrying the LFT designation, this Anatra C.I 010.121 was taken over by the Czechoslovakian air service after the war. The Anatras were not flown in from Siberia by the Czech Legion as has often been claimed.
-
P.Grosz, G.Haddow, P.Shiemer - Austro-Hungarian Army Aircraft of World War One /Flying Machines/
Anatra C.I 010.106 with early Czech markings flanked by a Phonix C.I 121.50 (with rear gun ring removed) and a Brandenburg C.I, possibly at Kbely airfield in early 1919.
Другие самолёты на фотографии: Hansa-Brandenburg C.I - Германия - 1915Phonix C.I - Австро-Венгрия - 1917
-
H.Nowarra, G.Duval - Russian Civil and Military Aircraft 1884-1969
Anatra DS ‘Anasal’ powered by a Russian-built Salmson engine.
-
A.Durkota, T.Darcey, V.Kulikov - The Imperial Russian Air Service /Flying Machines/
"Анасаль" с наружным выхлопным коллектором и лобовым радиатором. Этот самолет летом 1917-го был захвачен австрийской армией и в дальнейшем применялся в чехословацких ВВС
An Anasal in Czechoslovakian service in 1920, with markings and colors of that country. The radiator is mounted on the upper wing leading edge and the exhaust pipe protrudes from the cowl. Streamlined wood interplane struts and steel tube undercarriage struts are evident. -
E.Hauke, W.Schroeder, B.Totschinger - Die Flugzeuge der k.u.k. Luftfahrtruppe und Seeflieger 1914-1918
Anatra DS (Anasal). Flugzeugnummer 819, Vorserienflugzeug für die Baureihe 010. Kiew, Juni 1918
Анатра Д.С. (Анасаль). Самолет № 819, предсерийный самолет серии 010. Киев, июнь 1918 г. -
P.Grosz, G.Haddow, P.Shiemer - Austro-Hungarian Army Aircraft of World War One /Flying Machines/
Anatra DS, captured by Austrians, Flugzeugnummer 832
Anatra C.I (w/n 832) was delivered to Flep 4 in Lemberg on 9 July 1918. The design was based on the German Aviatik P 20 biplane for which Anatra had obtained a license in 1914. -
P.Grosz, G.Haddow, P.Shiemer - Austro-Hungarian Army Aircraft of World War One /Flying Machines/
Above: This blurred but interesting photograph shows an LFT Anatra C.I in late markings surrounded by what appear to be members of the French and Czechoslovakian military mission.
-
М.Маслов - Русские самолеты Первой Мировой /Эксмо/
Внутренний двор одесского завода Анатра в 1917 г. На переднем плане корпус летающей лодки М-5, на заднем плане самолеты «Анасаль», подготовленные к окончательной сборке
Другие самолёты на фотографии: Григорович М-5 - М-8 - Россия - 1915
-
C.Owers - Hansa-Brandenburg Aircraft of WWI. Volume 1 - Landplanes /Centennial Perspective/ (17)
An interesting line-up of Czechoslovakian aircraft. The first aircraft appears to be a modified Brandenburg B.I. This machine has the inward-sloping Brandenburg form of interplane struts but the tailplane is divided by the fuselage. The next aircraft is Brandenburg C.I (Z-A-4) without national insignia; then two Anatra biplanes with the Czechoslovakian flag insignia, and finally what looks like a glider.
Другие самолёты на фотографии: Hansa-Brandenburg B.I / FD / LDD - Германия - 1914Hansa-Brandenburg C.I - Германия - 1915
-
М.Маслов - Русские самолеты Первой Мировой /Эксмо/
«Анасаль»в авиационном музее города Прага
-
М.Маслов - Русские самолеты Первой Мировой /Эксмо/
Детали музейного «Анасаль». Хорошо виден кольцевой выхлопной коллектор двигателя и кольцо стандартной пулеметной турели, используемой на немецких и австрийских самолетах
-
М.Маслов - Русские самолеты Первой Мировой /Эксмо/
«Анасаль», используемый в качестве артиллерийской мишени на 1-м морском полигоне «Ржевка» под Ленинградом. 1923-26 гг.
-
D.Mechin - Foreign Fronts of the French Air Force 1914-1919 /Aeronaut/
Anatra two-seater in which Marc Bonnier was killed in Odessa on August 9, 1916, during a test flight. The countersigned report from French pilots indicates that the crash was due to a piloting error, Bonnier having tried to glide to his field instead of landing in an emergency. (Coll Albin Denis)
-
A.Durkota, T.Darcey, V.Kulikov - The Imperial Russian Air Service /Flying Machines/
Anatra DS (Anasal), Czechoslovakian Air Force, late 1918.
-
М.Маслов - Русские самолеты 1914-1917
Анатра "Анасаль"
-
М.Маслов - Русские самолеты Первой Мировой /Эксмо/
Анатра "Анасаль"
-
В.Кондратьев - Самолеты первой мировой войны
Анатра "Анасаль"
М.Маслов Русские самолеты Первой Мировой (Эксмо)
«Анасаль» («Анатра-Д» с двигателем «Сальмсон», «Анатра ДС», «Анатра Д» №14)
В соответствии со стремлением улучшить характеристики серийно выпускаемого разведчика, в 1916 г. конструктор Декан разработал модификацию «Анаде» под двигатель «Сальмсон» мощностью 140- 150 л.с. Установка этого более тяжелого двигателя жидкостного охлаждения потребовала усиления конструкции и увеличения общих размеров. Возросла длина самолета и размах крыльев, обшивка фюзеляжа стала полностью фанерной. Капотирование двигателя почти не изменилось, дополнительным элементом стал сотовый радиатор водяного охлаждения, вынесенный на вертикальной стойке к передней кромке центральной части верхнего крыла.
Самолет, получивший обозначение «Анасаль» впервые полетел 25 июля 1916 г. Испытания и доводка машины затянулись до следующего года, лишь 26 июля 1917 г. был подписан контракт с Управлением Воздушного флота на постройку 300 аппаратов «Анатра Д» с двигателем «Сальмсон». В августе 1917 г. завод Анатра приступил к изготовлению первой партии самолетов. До конца года удалось изготовить более 100 «Анасалей», 46 из них сдали военному ведомству. Послужить в авиации русской армии эти самолеты практически не успели, т.к. революционные события привели к развалу армии и отступлению с линии фронта войсковых соединений.
В конце октября и начале ноября 1917 г. управление авиацией переходит в руки военных комиссаров при Управлении Военно-Воздушного флота (Увофлота) в Петрограде. В этот период неопределенности сдача самолетов заводом прекратилась, хотя их изготовление продолжалось. В начале 1918 г. Одесса оказалась на территории независимой Украины, однако и здесь поначалу решались вопросы власти, поэтому некоторое время завод Анатра существовал сам по себе. В марте 1918 г. сюда прибыли комиссары Увофлота А.В.Сергеев и В.А.Евстигнеев с заданием вывезти оборудование завода и его продукцию в центральные районы России. Сделать этого не удалось, поэтому все хозяйство досталось австрийским войскам, занявшим город короткое время спустя. На заводе в этот момент находилось 242 готовых самолета - 111 «Анасаль», 63 «Анаде» и 68 аппаратов других конструкций, в основном «Фарман». Кроме этого, в постройке, в различной стадии готовности находились еще около 150 самолетов «Анасаль».
После оценки доставшегося имущества австрийское командование решило использовать самолеты «Анасаль» в своем воздушном флоте в качестве учебного аппарата под обозначением «Анатра» C.1. В мае 1918 г. с владельцем завода заключили контракт на постройку еще 200 новых таких самолетов. Основным их отличием стала новая компоновка двигателя с кольцевым выхлопным коллектором и вооружение стандартной оборонительной турелью немецкого типа.
До капитуляции Австро-Венгрии в ноябре 1918 г. из Одессы вывезли 180 самолетов типа «Анасаль». Часть из них успела послужить в авиации Австро-Венгерской империи, а после ее распада попала в Австрию (21 экземпляр), Чехословакию (23 экземпляра) и Венгрию (8 экземпляров). Самолеты даже участвовали в вооруженном конфликте между Чехословакией и Венгрией в 1919 г. Очевидно, один из таких аппаратов до сих пор хранится в авиационном музее города Прага.
После оставления Одессы австрийцами город оккупировали войска Антанты, которые поддержали Белое движение в лице русской Добровольческой армии генерала Деникина. На заводе Анатра в этот период находилось 120-130 самолетов «Анасаль». Часть из них поступила на вооружение трех авиаотрядов Добровольческой армии. Эпизодически эти аппараты использовались в гражданской войне в Крыму, под Новороссийском и Царицыным в период 1919-20 гг.
В марте 1919 г. Одессу заняла Красная армия, которой достался завод Анатра и до 40-50 «Анаде», «Анаклер» и «Анасаль» в различном состоянии. Как и предыдущие обладатели одесских авиационных сокровищ, красные организовали на их основе формирование авиадивизиона, состоящего из двух отрядов. Меняя свои названия, эти отряды использовали несколько «Анасаль» до осени 1919 г.
Позднее, после окончания гражданской войны, ограниченное количество «Анасаль» в качестве учебных самолетов продолжало служить в Красном Воздушном флоте (авиации Красной Армии) до середины 1920-х годов.
Летные и технические характеристики «Анасаль», 1916 г.
Размах верхнего крыла (м) 12,30
Длина в линии полета (м) 8,10
Площадь крыльев (м2) 37,0
Вес пустого (кг) 808
Полетный вес (кг) 1160
Скорость у земли (км/ч) 144
Время набора высоты 1000 м (мин) 6,7
Потолок (м) 4300
Продолжительность полета (час) 3,5
Двигатель||"Сальмсон"
мощность, л. с.||150
Экипаж, чел.||2
Вооружение||2 пулемета, 60 кг бомб
«Анатра ДСС» («Анасаль» с двигателем «Сальмсон» мощностью 160 л.с.)
Этот самолет, построенный в феврале 1917 г., являлся дальнейшей модификацией стандартного «Анасаль» с двигателем «Сальмсон» мощностью 160 л.с. Отличался увеличенными размерами и усиленной конструкцией. Точное количество изготовленных экземпляров не установлено.
Летные и технические характеристики «Анатра ДСС», 1917 г.
Размах верхнего крыла (м) 12,37
Длина в линии полета (м) 8,95
Площадь крыльев (м2) 37,0
Вес пустого (кг) 814
Полетный вес (кг) 1164
Скорость у земли (км/ч) 153
Время набора высоты 1000 м (мин) 5,5
Потолок (м) 4400
Продолжительность полета (час) 3,0
Двигатель||"Сальмсон"
мощность, л. с.||160
Экипаж, чел.||2
Вооружение||2 пулемета, 60 кг бомб
Описание: