Самолеты (сортировка по:)
Страна Конструктор Название Год Фото Текст

Лебедев Лебедь-VII / Лебедь-VIII

Страна: Россия

Год: 1915

Лебедев - Лебедь-IX - 1915 - Россия<– –>Лебедев - Лебедь-XI - 1915 - Россия


М.Маслов Русские самолеты Первой Мировой (Эксмо)


«Лебедь-VII»

   Поначалу выпускаемые заводом В.А.Лебедева летательные аппараты не имели специальных обозначений и определялись одинаково с теми прототипами, с которых копировались - Моран, Фарман, Депердюссен, Ньюпор, Вуазен, летающая лодка ФБА. Однако, в 1915 г. все эти типы были учтены при переходе на единое обозначение «Лебедь» с добавлением порядкового номера в виде римской цифры. Первые три типа, к которым Лебедев применил указанные обозначения, являлись скорее экспериментальными аппаратами. Создаваемый по проекту Ярковского в 1914 году биплан «Лебедь-IV» по причине проблем с силовой установкой до полетного состояния довести не удалось.
   В первой половине 1914 г. в «Обществе» заложили биплан, для которого в качестве прототипа избрали двухместный английский биплан Сопвич «Таблоид» образца 1913 г. Самолет под обозначением «Лебедь-VII» строился в одноместном и двухместном варианте с двигателями «Гном» и «Клерже». Уже с наступлением военных действий первые три аппарата с успехом были испытаны и поступили в практическую эксплуатацию. Один экземпляр, снабженный двигателем «Гном» 80 л.с., поступил в 21-й корпусной авиаотряд, где пользовался популярностью. По своим летным характеристикам «Лебедь-VII» был выше многих самолетов того периода и уже в 1915 году вполне мог использоваться в качестве истребителя. Впрочем, время вооруженных одноместных аппаратов еще не наступило, и удачный биплан «Лебедь-VII» дальнейшего продолжения не получил.


«Лебедь-VIII»

   Еще до наступления войны, летом 1914 г., в «Обществе» Лебедева при создании новых летательных аппаратов было решено в дальнейшем ориентироваться на успешные немецкие бипланы, оснащаемые рядными двигателями жидкостного охлаждения. Согласно сведениям, почерпнутым автором у историка В.Р. Михеева, первым таким аппаратом явился биплан «Эльфауге» (LVG B.1) швейцарского конструктора Ф. Шнейдера. Дополнительным обстоятельством интереса к данному типу самолета стало то, что приглашенный на завод Лебедева летчик В.Я. Михайлов лично привез из Германии такой «Эльфауге» и передал его в Акционерное общество. По полученному образцу было решено построить подобный аппарат, который получил наименование «Лебедь-VIII». Так как двигателей «Мерседес» мощностью 100 л.с. в наличии не имелось, на «Лебедь-VIII» установили двигатель «Аргус» той же мощности. Позднее были изготовлены как минимум два аналогичных самолета, которые были направлены на фронт. Хотя, возможно, таких самолетов построили еще несколько экземпляров. В рекламных материалах Акционерного общества Лебедева в 1915 г. «Эльфауге» представлялся как освоенный тип и предполагался к дальнейшей серийной постройке. Впрочем, именно в этот период больший интерес вызывали самолеты «Альбатрос», поэтому дальнейшие усилия сосредоточили именно на них.


В.Шавров История конструкций самолетов в СССР до 1938 г.


"Лебедь-VII" с двигателем "Гном" в 80 л. с., выпущенный в декабре 1915 г., был копией английского самолета Сопвич "Таблоид" образца 1913 г., прототипом одноместного истребителя. Вооружения на "Лебеде-VII" не было, и он использовался в нескольких экземплярах только как учебный.

"Лебедь-VIII" - самолет мало отличался от "Лебедя-VII", но имел двухстоечную коробку крыльев и шасси без полозов. Возможно, что эта была переделка самолета типа VII. Самолет - одноместный. По-видимому, было сделано два экземпляра.


H.Nowarra, G.Duval Russian Civil and Military Aircraft 1884-1969


Two other experimental scouts were completed in early 1916, both designed by V. A. Lebedev and built in Petrograd. The Lebed VII had an 80 h.p. Gnome engine, but its performance did not approach that of Sikorski’s fighter, and the second machine, the Lebed X, appears to have had no special virtues either. Contemporary reports indicate that both of these designs were based on that of German Albatros aircraft which Lebedev had built before the war.

М.Маслов - Русские самолеты Первой Мировой /Эксмо/
Биплан «Лебедь-VII» с мотором «Гном» 80 л.с., 1915 г.
М.Маслов - Русские самолеты Первой Мировой /Эксмо/
В.Шавров - История конструкций самолетов в СССР до 1938 г.
"Лебедь-VII"
В.Шавров - История конструкций самолетов в СССР до 1938 г.
"Лебедь-VIII"
М.Маслов - Русские самолеты Первой Мировой /Эксмо/
«Лебедь-VII» с видимым заводским обозначением «СТ 50» (Сопвич Таблоид) и оригинальной «клетчатой» тканевой обшивкой
М.Маслов - Русские самолеты Первой Мировой /Эксмо/
«Лебедь-VII» с русскими кокардами в ходе практической эксплуатации
H.Nowarra, G.Duval - Russian Civil and Military Aircraft 1884-1969
Lebed VII experimental 2-seater fighter, built to same requirement as Sikorski's S.16 and powered by an 80 h.p. Gnome
Форум - Breguet's Aircraft Challenge /WWW/
Лебедь-VIII