Самолеты (сортировка по:)
Страна Конструктор Название Год Фото Текст

Farman F.27

Страна: Франция

Год: 1915

Фронтовой самолет

Farman - HF.22 - 1914 - Франция<– –>Farman - F.30/40/41/56/60/61 - 1915 - Франция


В.Кондратьев Самолеты первой мировой войны


ФАРМАН F.27 / FARMAN F.27

   В начале 1915 появился "Фарман" F.27 - дальнейшее развитие типа F.22 с рядом существенных изменений в конструкции планера и силовой установки. Увеличен размах нижнего крыла, установлено четырехколесное шасси "вуазеновского" типа и значительно более мощный стационарный двигатель водяного охлаждения "Сальмсон". Кроме того, в отличие от предыдущих самолетов Анри Фармана, летчик в гондоле размещался спереди, а наблюдатель - сзади. В 1915 году на фирме Фарман построено около 100 машин. Год спустя еще 50 экземпляров выпустил московский завод "Дукс".
   F.27 не получил распространения ни на западе, ни на востоке, так как уже были созданы аппараты, превосходящие его по всем параметрам. К тому же вызывали нарекания плохая маневренность и недостаточная прочность бипланной коробки. Большинство построенных машин применялось в роли разведчиков на второстепенных фронтах: в Македонии, Месопотамии и Палестине. Некоторые из них оснащались аэрофотоаппаратами. 30 самолетов передано англичанам, использовавшим их в Дарданелльской операции.
  
  
  
ДВИГАТЕЛЬ
  
   F.27 оснащался двигателем "Сальмсон" в 150 л.с.
  
  
ВООРУЖЕНИЕ
  
   Не предусмотрено. Иногда в частях ставили подвижный "Кольт", "Виккерс" или "Льюис" на шкворне у летнаба.


А.Шепс Самолеты Первой мировой войны. Страны Антанты


Фарман MF.27 1915 г.

   После того как с началом боевых действий выяснилось, что существующие машины "Фарман" не удовлетворяют требованиям военных, так как эти машины были слишком тихоходны и имели маленький радиус действия, фирма начала строительство новой машины, обладавшей лучшими летными качествами. Это был ферменный трехстоечный биплан. Гондола с невысокими бортами имела деревянный каркас и обшивку из фанеры. В гондоле пилот располагался спереди, а за ним наблюдатель. За его спиной располагались топливный и масляный баки и трубчатые радиаторы по бортам гондолы. В хвостовой части гондолы - двигатель с толкающим винтом. Двигатель 9-цилиндровый, жидкостного охлаждения, звездообразный, "Сальмсон" мощностью 150 л. с.
   Пояса ферм выполнялись из стальных труб, стойки крыльев и ферм - деревянные. Расчалки - рояльная проволока диаметром 2,5 мм.
   Крыло двухлонжеронное, имело деревянную конструкцию. Лонжероны изготавливались из деревянного бруса. Нервюры - из фанеры и бруса. Обтягивалось крыло полотном с двух сторон и пришивалось к нервюрам. Швы проклеивались. На крыле устанавливались элероны. Шасси четырехколесное по типу самолетов "Вуазен". Оперение обычное для самолетов этого типа.
   Самолет оказался не очень удачным. Прочность конструкции была недостаточной, к тому же маневренность машины была просто удручающей. Выпущенный небольшой серией самолет во Франции практически не участвовал в боевых действиях. В России выпущенные на заводе "Дукс" 50 машин применялись в 1916 году в авиаотрядах Юго-Западного фронта. Вооружение - 1 пулемет на шкворневой установке.


ЛЕТНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
  
   F.27, 1915г.
   Размах, м. 16,15
   Длина, м. 9,22
   Площадь крыла, кв.м. 60,60
   Сухой вес, кг. 700
   Взлетный вес, кг 1050
   Двигатель: "Сальмсон"
   мощность, л. с. 150
   Скорость макс., км/ч. 132
   Время набора
   высоты 2000 м, мин 20
   Дальность полета, км 520
   Потолок, м. 4500
   Экипаж, чел. 2
   Вооружение 1 пулемет
   200 кг бомб


В.Шавров История конструкций самолетов в СССР до 1938 г.


"Фарман-27" (Ф-27, "Фардва"). Это был трехстоечный биплан с крыльями одинаковых размеров, с хвостовой фермой, сходившейся к рулю направления, с низкой (чуть выше колен) гондолой и четырехколесным шасси. Крылья имели удлинение 8, конструкция их деревянная, пояса хвостовых ферм - стальные трубы, все расчалки - рояльная проволока 2,5-мм. В гондоле летчик помещался впереди, наблюдатель сзади. Пулемет устанавливался на шкворне, укрепленном на дуге над головой летчика.

   Самолет строился серийно на заводе "Дукс" в 1916 г. Всего было выпущено 50 самолетов. Вызывала сомнение прочность крыльев, которые не выдержали статических испытаний. В связи с этим студентами В. П. Ветчинкиным и А. А. Архангельским под руководством Н. Е. Жуковского были произведены проверочные расчеты самолетов на прочность. Оказалось, что запас прочности их был невелик и расчетные напряжения в деревянных полках лонжеронов достигали 990 кг/см2. Самолет обладал плохой маневренностью, однако применялся на фронте, и летавший на нем известный военный летчик А. К. Туманский сумел даже сбить немецкий истребитель.


Самолет||
Год выпуска||1916
Двигатель, марка||
   Мощность||150
Длина самолета, м||9,22
Размах крыла, м||16,15
Площадь крыла, м2||60,60
Масса пустого, кг||700
Масса топлива+ масла, кг||160+24
Масса полной нагрузки, кг||350
Полетная масса, кг||1050
Удельная нагрузка на крыло, кг/м2||17,3
Удельная нагрузка на мощность, кг/лс||7,0
Весовая отдача, %||33
Скорость максимальная у земли, км/ч||132
Скорость посадочная, км/ч||60
Время набора высоты||
   500 м, мин||3,5
   1000 м, мин||7,5
   2000 м, мин||20
   3000 м, мин||34
Потолок практический, м||4500
Продолжительность полета, ч.||4,0
Дальность полета, км||520


O.Thetford British Naval Aircraft since 1912 (Putnam)


HENRY FARMAN F.27

   Extensively employed by the RNAS in the Aegean war theatre in 1915-16, the Henry Farman F.27 had first appeared in 1914. It was notable for its all-steel tubular airframe construction which was very rugged and suitable for the hot climates where it mainly operated. Unlike other Henry Farman variants, it had equal-span wings and a four-wheeled undercarriage. It could carry eight 16 lb bombs and served at the Dardanelles with No.2 Wing, RNAS. Commander C.R. Samson describes his experiences in his Henry Farman F.27 (No.1241) in his entertaining book Fights and Flights. On 14 December 1914 he bombed enemy batteries near Ostend during the first night flight of the War by either side. Later, in 1915, he flew No.1241 during the Dardanelles campaign. About eighty were supplied to the RNAS including 3617-3636, 3900-3919, 8243-8249 and N3000-3024. One 140 hp or 160 hp Canton-Unne (Salmson) engine. Span, 53 ft. Length, 30 ft 3 in. Maximum speed, 90 mph at 6,500 ft. Climb, 14 min to 6,500 ft. Endurance, 4 hr.

А.Шепс - Самолеты Первой мировой войны. Страны Антанты
Разведчик/учебный самолет Фарман F.27 (1916г.)
В.Кондратьев - Самолеты первой мировой войны
Русский "Фарман" F.27
В.Шавров - История конструкций самолетов в СССР до 1938 г.
В.Обухович, А.Никифоров - Самолеты Первой Мировой войны
O.Thetford - British Naval Aircraft since 1912 /Putnam/
By 1915 the war had broadened its geographical coverage to include the Mediterranean and Africa. With the Allied campaign in the eastern Mediterranean and Dardanelles came the requirement for air involvement. though this was never on a large scale. Here a Farman F.27 of 3 Wing RNAS is being prepared at Mudros (on the island of Limnos) in 1915.
O.Thetford - British Naval Aircraft since 1912 /Putnam/
No.2 Wing, RNAS at Imbros in 1915: the aeroplanes are Henry Farman F.27s and Nieuport 10 two-seaters.