Самолеты (сортировка по:)
Страна Конструктор Название Год Фото Текст

Farman HF.22

Страна: Франция

Год: 1914

Фронтовой самолет

Farman - HF.24 - 1913 - Франция<– –>Farman - F.27 - 1915 - Франция


В.Кондратьев Самолеты первой мировой войны


В 1914 году во Франции и в России запущен в серию "Фарман" F.22 с улучшенной конструкцией тележек шасси (без противокапотажных лыж) и более широким применением металла.
   К началу первой мировой войны "Фарманы" различных модификаций были весьма популярны во всех странах Антанты. Объясняется это во-первых исключительной легкостью и простотой пилотирования, присущей всем изделиям Анри Фармана, а во-вторых - активной рекламой и авторитетом фирмы. На западном фронте машинами Анри Фармана были полностью оснащены 5 французских, 6 английских и 2 бельгийских эскадрильи. Но при этом слабая энерговооруженность F.20, F.21 и F.22 сильно ограничивала боевое применение этих машин. Установка пулемета и принятие на борт даже небольшой бомбовой нагрузки резко ухудшали и без того невысокие летные характеристики "Фарманов", оснащенных маломощными ротативными двигателями. В результате к лету 1915 на западе, а в начале 1916 и в России их перевели в разряд учебных. Однако в период гражданской войны хроническая нехватка самолетов как у красных, так и у белых заставила вновь использовать эти безнадежно устаревшие машины по их прямому назначению -в качестве разведчиков и самолетов связи. Последние F.22, служившие в Севастопольской летной школе, списали в 1923 году.
  
  
ДВИГАТЕЛЬ
  
   На "Фарманы" устанавливали различные ротативные моторы: "Гном" (70, 80 или 100 л.с.), "Рон" (80 л.с.), "Клерже" (80 л.с.), иногда "Гном-Моносупап" в 100 л.с. F.27 оснащался двигателем "Сальмсон" в 150 л.с.
  
  
ВООРУЖЕНИЕ
  
   Не предусмотрено. Иногда в частях ставили подвижный "Кольт", "Виккерс" или "Льюис" на шкворне у летнаба.


А.Шепс Самолеты Первой мировой войны. Страны Антанты


F.22 - серийный разведчик и легкий бомбардировщик с двигателем "Гном" (80 л. с.). С 1915 года - учебный самолет.
   F.22bis - установлен более мощный двигатель "Гном-Моносупап" (100л. с.). Усилена конструкция гондолы.
   F.22 поплавковый - в России несколько машин установили на поплавки по типу поплавков самолета Сикорский С-5а, причем были сняты шпренгели верхнего крыла и введены подкосы. Поплавки крепились на восьми стойках и подкосах. Машины применялись на Черноморском флоте. Самолет использовался как учебный во Франции до 1917 года, в России до 1923 года.
  
  
  
ЛЕТНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
  
   F.22 F.22bis F.22 поплавковый
   1913г. 1913г. 1915г.
   Размах, м. 15,0/7,58 15/7,30 15/7,58
   Длина, м. 8,90 8,90 9,0
   Площадь крыла, кв.м. 41,00 40,24 41,00
   Сухой вес, кг. 430 525 630
   Взлетный вес, кг 680 845 850
   Двигатель: "Гном" "Гном- "Гном"
   Моносупап"
   мощность, л. с. 80 100 80
   Скорость макс., км/ч. 90 118 90
   Время набора
   высоты 2000 м, мин 55
   Дальность полета, км 300 320
   Потолок, м. 2000 3000 1500
   Экипаж, чел. 2 2 2
   Вооружение 1 пулемет -
   100 кг бомб


В.Шавров История конструкций самолетов в СССР до 1938 г.


"Фарман-XXII" ( "Фарман Милитэр"). Отличался от трех предыдущих более прочным шасси, сделанным в виде пары гнутых из стальных труб дуг взамен N-образных стоек. С 1915 г. использовался как учебный.

   "Фарман-XXII" поплавковый. Поплавки - типа С-5а, каждый из которых крепился самостоятельно на восьми стойках и раскосах, а передние подкосы шли под носовую часть гондолы. При этом в коробке крыльев были упразднены шпренгели над крайними стойками и введены подкосы верхнего крыла. Самолет применялся в нескольких экземплярах на Черном море в 1916-1918 гг.

   "Фарман-22 бис" ("Фарман-XXII") - тот же самолет Ф-22, но с двигателем "Гном-Моносупап" в 100 л. с. при небольшом усилении гондолы и ее узлов. В школах на нем иногда устанавливали "Гном" в 80 л. с.1 или "Калеп" в 80 л. с. Строился на отечественных заводах и применялся как учебный почти до 1923 г.


Самолет||// поплавковый
Год выпуска||1913/1913/1915
Двигатель, марка||//
   Мощность||80/100/100
Длина самолета, м||8,90/8,90/9
Размах крыла, м||15,0(7,58)/15,0(7,3)/15,0(7,58)
Площадь крыла, м2||41,00/40,24/41
Масса пустого, кг||430/525/630
Масса топлива+ масла, кг||82+27/98+31/82+27
Масса полной нагрузки, кг||250/320/220
Полетная масса, кг||680/845/850
Удельная нагрузка на крыло, кг/м2||16,5/21,0/21
Удельная нагрузка на мощность, кг/лс||8,5/8,4/8,5
Весовая отдача, %||37/38/26
Скорость максимальная у земли, км/ч||90/118/90
Скорость посадочная, км/ч||55/60/60
Время набора высоты||
   500 м, мин||?/4,0/?
   1000 м, мин||?/8,5/?
   2000 м, мин||?/23/?
Потолок практический, м||?/3000/?
Продолжительность полета, ч.||3,5/?/?
Дальность полета, км||300/?/?


L.Opdyke French Aeroplanes Before the Great War (Schiffer)


Deleted by request of (c)Schiffer Publishing


Журнал Flight


Flight, April 20, 1916.

A DUTCH CIRCUIT.

   SOME time ago it was pointed out in these columns how many small neutral states are beginning to devote a considerable amount of money to the development of an air service. This is only natural in view of the immense importance aerial warfare has assumed, Besides, even the smallest of countries can afford to buy or build a number of aeroplanes even if they cannot afford an army or a navy. News has been received recently of a very good start made by Holland, in which country a fair number of machines are already in use. So far as it is possible to learn, the majority of these are of the H. Farman type and are built by the Spyker - or, to put the name in the Dutch spelling, Spijker - works, the aviation department director of which is the well-known Dutch aviator Henri Wijnmalen. A short time ago eight of these machines manned by pilot officers were flown in a circuit race starting from Soesterberg and going, via Gilze-Rijen-Scheveningen, back to Soesterberg again. One of the accompanying photographs shows the first pilot to arrive at Scheveningen, with his machine decorated with a wreath from the Spyker works. A visit was paid to the aerodrome by Her Majesty the Queen of Holland, who was greatly interested in the machines, several of the officers being presented to her.
   Apart from "circuits," the Dutch military aviators are doing a good deal of cross-country flying en escadrille, and where, a few months ago, a single machine was seen, now several may often be seen in flight. One of our illustrations shows a view of Breda from above. This photo. was taken during an escadrille flight made by seven machines, under the leadership of van Heyst.

А.Шепс - Самолеты Первой мировой войны. Страны Антанты
Разведчик/легкий бомбардировщик Фарман F.22 русской армии (1914г.)
Журнал - Flight за 1914 г.
NEW H. FARMAN CHASSIS. - It will be seen that it consists of four pairs of "U" steel tubes of stream-line section, each pair of which converge at their lower extremities, where they are connected by short transverse distance pieces. It is claimed that this machine can be converted into a hydro, by simply substituting floats for the wheels. For resisting transverse strains when landing with a side wind it would seem that this chassis is an improvement on the older type H. Farman chassis.
Журнал - Flight за 1916 г.
Her Majesty the Queen of Holland inspecting one of the Dutch military machines.
В.Шавров - История конструкций самолетов в СССР до 1938 г.
1913 Farman HF 20 and HF 22 pusher biplane
Country of Origin: France Designed and built by Henri Farman
Журнал - Flight за 1916 г.
Lieuts. Palthe and Cramwinckel, who were the first to arrive at Schevenlngen in the Dutch Circuit In their machine, decorated with a wreath presented by the Spyker works.
Журнал - Flight за 1916 г.
The machines lined up for the start of the Dutch Circuit.
В.Шавров - История конструкций самолетов в СССР до 1938 г.
"Фарман-XXII" поплавковый
В.Шавров - История конструкций самолетов в СССР до 1938 г.
Схема самолета "Фарман-XXII"