Самолеты (сортировка по:)
Страна Конструктор Название Год Фото Текст

Григорович МК-1

Страна: Россия

Год: 1917

Григорович - М-20 - 1917 - Россия<– –>Григорович - М-24 - 1923 - Россия


М.Маслов Русские самолеты 1914-1917


Морской крейсер МК-1 ("Морской крейсер")

  "Морской крейсер" создавался в 1916 г. по заданию Главного морского штаба. Предназначался для Черного и Балтийского морей в качестве дальнего разведчика и морского бомбардировщика. Представлял собой крупнейший в России лодочный, четырехместный гидросамолет.
  Просторная, застекленная кабина пилотов в МК-1 поднята вверх, место стрелка, где предполагалась установка 76-мм пушки, в носовой части лодки. Конструкция и технология в основном соответствовали общепринятой на ПРТВ С.С.Щетинина.
  Поначалу на МК-1 предполагалось установить два двигателя "Рено" 220 л.с. в пространстве между крыльями. В ходе постройки оказалось, что вес самолета превышает расчетный и центровка является слишком задней. Поэтому на верхнем крыле установили дополнительный третий двигатель "Испано-Сюиза" мощностью 140 л.с.
  МК-1 построили в середине 1917 г. и до глубокой осени готовили его к испытаниям. В ноябре 1917 г. при попытке первого взлета (пилот Я.И.Седов-Серов и еще несколько человек на борту) носовая часть самолета на высокой волне "зарылась" в воду, которая в значительном количестве поступила внутрь. Затем "крейсер" перевернулся и затонул. Весь экипаж благополучно спасся.
  Самолет со значительными повреждениями вытащили на берег. Считалось, что для получения удовлетворительных результатов мореходности следует увеличить длину носовой части лодки, однако далее работ с самолетом МК-1 не велось.

Основные данные||МК-1
Размах верхнего крыла (м)||30,0
Длина (м)||16,50
Высота (м)||4,50


В.Шавров История конструкций самолетов в СССР до 1938 г.


"Морской крейсер" (МК-1). Законченный постройкой и вышедший на испытания в конце 1916 г. этот гидросамолет был крупнейшим в своем роде для того времени, уступая лишь поплавковому "Муромцу" 1914 г. По назначению это был четырехместный дальний разведчик и бомбардировщик для Балтийского и Черного морей, спроектированный по заданию Главного морского штаба. Чертежи общих видов самолета не обнаружены. Схема его восстановлена А. Н. Седельниковым. Это был однопоплавковый фюзеляжный трехстоечный биплан, между фюзеляжем и поплавком которого не было промежутка и получался как бы общий контур комбинированных очертаний. Поплавок в носовой части был такой высоты, что его очертания вполне соответствовали лодочным. Он имел вогнутый редан и носовые обводы, подобные летающим лодкам "М" Григоровича. Задняя часть поплавка за реданом заканчивалась поперечным транцем, скошенным поверху. Конструкция поплавка была фанерная на ясеневом каркасе, собранная на белилах и шурупах подобно лодочной. В носовой части поплавка было просторное место наблюдателя-стрелка. Там предполагалась установка большой пушки (до 3 дюймов).

   Фюзеляж был сделан по типу самолетов "Илья Муромец". Впереди была закрытая кабина с остеклением, сзади - расчалочный фюзеляж с полотняной обтяжкой. На хвосте его был сильно развитый треугольный воздушный киль, несший на себе горизонтальное оперение с подкосами и руль направления.

   Коробка крыльев была нормальная трехстоечная с небольшим выносом, верхнее крыло размахом немного превосходило нижнее. Крылья были нормальные двухлонжеронные, расчалочные, тонкого профиля. Интересная особенность самолета: коробка крыльев была установлена на корпусе поплавка в прорезах его верхней стороны на резиновой шнуровой амортизации с ходом ее в 180 мм.

   В силовую установку по проекту входили два двигателя "Рено" по 220 л. с., установленных на средних Л-образных стойках коробки крыльев. В ходе постройки оказалось, что самолет получается тяжелее и что центровка его чрезмерно задняя. Тогда, чтобы не возить в носовой кабине груз в 15 пудов, решено было поставить третий двигатель на верхнем крыле. К тому же и мощность двух "Рено" оказалась недостаточной. Сначала поставили "Санбим" в 150 л. с., потом его заменили "Испано" в 140 л. с., оказавшимся на заводе. Получился трехмоторный гидросамолет, первый в мире.

   Испытания было решено начать в Петрограде на взморье, несмотря на неподходящее время - середину ноября. Испытывал Я. И. Седов, в самолете было еще несколько человек. Сразу же, на разбеге, самолет зарылся носом, вода попала в передний отсек, самолет перевернулся через нос и затонул. Люди спаслись. Самолет был вытащен сильно поврежденным и больше не восстанавливался, тем более, что при этом пришлось бы радикально удлинять нос его поплавка (для устранения истинной причины аварии).


Самолет||МК-1
Год выпуска||1916
Количество двигателей||2 1
Двигатель, марка||<Рено> <Испано>
   мощность, л. с.||220 140
Назначение самолета||Разведчик
Число мест||4
Длина самолета, м||30
Размах крыла, м||16,5

В.Шавров - История конструкций самолетов в СССР до 1938 г.
Схема гидросамолета "Морской крейсер" МК-1 1916 г. (реконструкция А. Н. Седельникова)