Самолеты (сортировка по:)
Страна Конструктор Название Год Фото Текст

Григорович МК-1

Страна: Россия

Год: 1917

Григорович - М-20 - 1917 - Россия<– –>Григорович - М-24 - 1923 - Россия


М.Маслов Русские самолеты Первой Мировой (Эксмо)


МК-1 «Морской крейсер»

   Еще накануне войны при планировании операций в Главном морском штабе было определено, что в обозримом будущем флоту требуется дальний самолет-разведчик, способный перекрывать всю акваторию Балтики и (по возможности) Черного моря. Со временем задачи разведки дополнились задачами поражения сил и средств неприятельского флота.
   12 августа 1915 г. состоялось заседание Авиационного комитета Службы связи Балтийского моря, на котором вновь рассматривался вопрос о снабжении авиации флота большими гидроаэропланами, рассчитанными на 6 часов полета. Сообразуясь с этими требованиями, конструктор Григорович внес на заседании предложение о постройке такого самолета на основе своего предварительного проекта. С двумя двигателями по 300 л.с. и полетным весом в 5100 кг аппарат должен был развивать максимальную скорость 105 км/ч.
   Это предложение послужило основой для разработки в начале 1916 г. технического проекта, получившего обозначение МК 1 - «морской крейсер первый». В том же году крупнейший в России лодочный гидросамолет был начат постройкой.
Он предназначался для использования на Черном и Балтийском морях в качестве дальнего разведчика и морского бомбардировщика. Конструкция и технология изготовления МК-1 в основном соответствовали методам, принятым на заводе Щетинина.
   «Морской крейсер» отличался просторной, застекленной четырехместной кабиной пилотов, которая была приподнята над корпусом лодки. Значительные размеры гидросамолета позволили его разработчикам даже предполагать в носовой части лодки установку 76 мм пушки.
   Силовая установка должна была состоять из двух двигателей «Роллс-Ройс» мощностью по 300 л.с., но их к моменту завершения постройки МК-1 в Россию не доставили. Пришлось использовать два двигателя «Рено» по 220 л.с., размещенных в пространстве между крыльями, а на верхнем крыле установить дополнительный третий двигатель «Испано-Сюиза» мощностью 140 л.с. Превышение суммарной мощности двигателей над ранее принятыми значениями должно было компенсировать несколько возросший полетный вес.
   МК-1 построили в середине 1917 г. и до глубокой осени готовили к спуску на воду. В уверенности на благоприятное завершение испытаний, в первый полет в ноябре 1917 г. кроме летчика Я.И. Седова-Серова на борту МК-1 разместились еще несколько человек. Между тем волнение моря в день испытаний оказалось значительным. При резкой даче газа верхний двигатель, размещенный достаточно далеко от центра тяжести, и большое сопротивление поплавка создали значительный пикирующий момент. Носовая часть самолета еще на рулении «зарылась» в воду, которая в значительном количестве поступила внутрь. Затем «крейсер» перевернулся и затонул. Экипаж и пассажиры смогли спастись.
   Позднее гидросамолет со значительными повреждениями вытащили на берег. Считалось, что следует увеличить длину носовой части для получения удовлетворительных результатов или поставить два мотора увеличенной мощности, однако далее работ с МК-1 не велось.

Летные данные МК-1
   Размах верхнего крыла (м) 30,0
   Длина (м) 16,50
   Высота (м) 4,50


В.Шавров История конструкций самолетов в СССР до 1938 г.


"Морской крейсер" (МК-1). Законченный постройкой и вышедший на испытания в конце 1916 г. этот гидросамолет был крупнейшим в своем роде для того времени, уступая лишь поплавковому "Муромцу" 1914 г. По назначению это был четырехместный дальний разведчик и бомбардировщик для Балтийского и Черного морей, спроектированный по заданию Главного морского штаба. Чертежи общих видов самолета не обнаружены. Схема его восстановлена А. Н. Седельниковым. Это был однопоплавковый фюзеляжный трехстоечный биплан, между фюзеляжем и поплавком которого не было промежутка и получался как бы общий контур комбинированных очертаний. Поплавок в носовой части был такой высоты, что его очертания вполне соответствовали лодочным. Он имел вогнутый редан и носовые обводы, подобные летающим лодкам "М" Григоровича. Задняя часть поплавка за реданом заканчивалась поперечным транцем, скошенным поверху. Конструкция поплавка была фанерная на ясеневом каркасе, собранная на белилах и шурупах подобно лодочной. В носовой части поплавка было просторное место наблюдателя-стрелка. Там предполагалась установка большой пушки (до 3 дюймов).

   Фюзеляж был сделан по типу самолетов "Илья Муромец". Впереди была закрытая кабина с остеклением, сзади - расчалочный фюзеляж с полотняной обтяжкой. На хвосте его был сильно развитый треугольный воздушный киль, несший на себе горизонтальное оперение с подкосами и руль направления.

   Коробка крыльев была нормальная трехстоечная с небольшим выносом, верхнее крыло размахом немного превосходило нижнее. Крылья были нормальные двухлонжеронные, расчалочные, тонкого профиля. Интересная особенность самолета: коробка крыльев была установлена на корпусе поплавка в прорезах его верхней стороны на резиновой шнуровой амортизации с ходом ее в 180 мм.

   В силовую установку по проекту входили два двигателя "Рено" по 220 л. с., установленных на средних Л-образных стойках коробки крыльев. В ходе постройки оказалось, что самолет получается тяжелее и что центровка его чрезмерно задняя. Тогда, чтобы не возить в носовой кабине груз в 15 пудов, решено было поставить третий двигатель на верхнем крыле. К тому же и мощность двух "Рено" оказалась недостаточной. Сначала поставили "Санбим" в 150 л. с., потом его заменили "Испано" в 140 л. с., оказавшимся на заводе. Получился трехмоторный гидросамолет, первый в мире.

   Испытания было решено начать в Петрограде на взморье, несмотря на неподходящее время - середину ноября. Испытывал Я. И. Седов, в самолете было еще несколько человек. Сразу же, на разбеге, самолет зарылся носом, вода попала в передний отсек, самолет перевернулся через нос и затонул. Люди спаслись. Самолет был вытащен сильно поврежденным и больше не восстанавливался, тем более, что при этом пришлось бы радикально удлинять нос его поплавка (для устранения истинной причины аварии).


Самолет||МК-1
Год выпуска||1916
Количество двигателей||2 1
Двигатель, марка||
   мощность, л. с.||220 140
Назначение самолета||Разведчик
Число мест||4
Длина самолета, м||30
Размах крыла, м||16,5


А.Шепс Самолеты Первой мировой войны. Страны Антанты


В конце 1916 года был построен крупнейший гидросамолет того времени МК-1. Это был четырехместный трехмоторный дальний разведчик и дальний бомбардировщик, трехстоечный биплан. Конструкция лодки-поплавка повторяла М-9, в носовой его части планировалась установка пушки калибром 37, 47 или 78 мм. Двигатели - 2 крыльевых «Рено» (220 л. с.) и «Санбим» (150 л. с.) на верхнем крыле. При испытаниях зарывшаяся в волну машина была повреждена и больше не восстанавливалась.

Показатель МК-1 1916 г.
   Размеры, м:
   длина 16,5
   размах крыльев 30,0
   Двигатель: «Испано-Сьюиза»
   число X мощность, л. с. 2 х 220, 1 х 150
   Экипаж, чел. 4

М.Маслов - Русские самолеты Первой Мировой /Эксмо/
Испытания морского крейсера МК-1 в Петрограде. 1917 г.
М.Маслов - Русские самолеты Первой Мировой /Эксмо/
Условная схема самолета МК-1, подготовленная для книги В.Б. Шаврова. Обнаруженные в недавнее время оригинальные фотографии МК-1 позволяют выявить значительное отличие самолета от этого образа, выполненного по памяти одним из очевидцев
В.Шавров - История конструкций самолетов в СССР до 1938 г.
Схема гидросамолета "Морской крейсер" МК-1 1916 г. (реконструкция А. Н. Седельникова)