Самолеты (сортировка по:)
Страна Конструктор Название Год Фото Текст

Hansa-Brandenburg D.I/KD

Страна: Германия

Год: 1916

Истребитель

Hansa-Brandenburg - CC/K - 1916 - Германия<– –>Hansa-Brandenburg - G-I - 1916 - Германия


В.Кондратьев Самолеты первой мировой войны


"ХАНЗА-БРАНДЕНБУРГ" D.I / HANSA-BRANDENBURG D.I

  Весной 1916 года главный конструктор немецкой фирмы "Ханза унд Бранденбургиш Флюгцойгверк АГ" Эрнст Хейнкель спроектировал свой первый истребитель с заводским обозначением "Ханза-Бранденбург" KD (KD - Kampf Doppeldecker - боевой биплан).
  Оригинальной особенностью машины являлись ее межкрыльевые стойки - довольно сложные звездообразные конструкции из скрещенных деревянных балок. Такая система обеспечивала высокую прочность и позволяла отказаться от расчалок, но зато она имела гораздо большую массу, чем обычные стойки.
  В остальном KD ничем не выделялся на фоне своих современников и представлял собой цельнодеревянный биплан с фанерной обшивкой фюзеляжа и обтянутыми полотном крыльями.
  Самолет не приняли на вооружение в Германии, однако им заинтересовалось австрийское авиационное командование. В австро-венгерских ВВС тогда еще не было истребителей, а потребность в них уже возникла. В мае 1916-го австрийцы заказали на фирме "Ханза-Бранденбург" постройку 20, а затем - еще 30 экземпляров KD с моторами "Австро-Даймлер" мощностью 160 л.с.
  В австрийских ВВС самолет получил обозначение "Ханза-Бранденбург" D.I. Он отличался от KD формой фюзеляжа с высоким закабинным гаргротом и наличием вооружения, состоящего из несинхронного курсового пулемета "Шварцлозе", установленного в обтекаемом деревянном футляре над верхним крылом (иногда пулемет ставили открыто, без обтекателя).
  Первые "ханза-бранденбурги" появились на итало-австрийском фронте в ноябре 1916 года. Самолет оценивался весьма неоднозначно. С одной стороны, он обладал хорошей скоростью, с другой - был неустойчив, довольно сложен в пилотировании и имел тенденцию к срыву в штопор. Но, ничего лучшего австрийцы тогда не имели, а потому им приходилось мириться с недостатками машины.
  Осенью 1916 г. в Австро-Венгрии решили организовать собственное производство истребителей Хейнкеля на заводе UFAG в Будапеште (филиал фирмы "Ханза-Бранденбург") и на венской авиафирме "Фёникс Флюгцойгверк". Выпуск истребителей в Будапеште так и не начался. Зато на "Фёниксе" удалось организовать производство и вскоре из цехов этого завода начали выходить "ханза-бранденбурги", оснащенные мощными 185-сильными двигателями. Помимо военного обозначения D.I, они имели заводской индекс "серия 28" или Ва.28. С целью повышения путевой устойчивости и управляемости для них разработали новое вертикальное оперение с килем и увеличенным рулем поворота.
  Самолеты "серии 28" начали поступать на итало-австрийский фронт в феврале 1917-го, а их серийный выпуск завершился в мае. Всего австрийцы построили 73 таких истребителя.
  "Ханза-бранденбурги" со 160-сильными моторами, сделанные в Германии, несли заводское обозначение "серия 65.5". Параллельно с ними по австрийскому заказу выпускалась "серия 65.7", с "австро-даймлерами" мощностью в 150 л .с. Внешне эти машины отличались лобовым водорадиатором "автомобильного типа", вместо радиатора, установленного в верхнем крыле.
  Общий итог серийного выпуска составил 123 экземпляра. Они применялись на фронтах Первой мировой войны до конца 1917 года, после чего были постепенно вытеснены более совершенными машинами.
  
  
МОДИФИКАЦИИ
  
  Серия 28; "Ганза Бранденбург" D-I завода Феникс; двигатель "Австро-Даймлер", 160 л.с. Радиатор на верхнем крыле.
  
  Серия 65; "Ганза Бранденбург" D-I завода Оэффаг; двигатель "Австро-Даймлер" или "Геро" с лобовым радиатором, 185 л.с.
  
  
ВООРУЖЕНИЕ: 1 несинхр. курсовой 8-мм пулемет "Шварцлозе" 07/12, в обтекателе над верхним крылом.
  
  
ЛЕТНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
(Серия 28)
  
  Размах, м 8,50
  Длина, м 6,35
  Высота, м 2,80
  Площадь крыла, кв.м 23,95
  Сухой вес, кг 672
  Взлетный вес, кг 920
  Скорость максимальная, км/ч 187
  Время подъема на высоту
   1000 м, мин.сек 3,00
  Потолок, м 5000
  Экипаж, чел 1


W.Green, G.Swanborough The Complete Book of Fighters


BRANDENBURG KD (D I) Germany

  Designed by Ernst Heinkel specifically for the Austro-Hungarian K.u.k. Luftfahrttruppen in 1916, the KD (Kampf Doppeldecker) single-seat fighter featured a novel system of wing interplane bracing in the form of four Vee struts joined in the centre of the wing bay by their apices to result in a "star” arrangement, which led to the KD being dubbed a "star strutter”. Flown as a prototype with the 160 hp Mercedes D III six-cylinder water-cooled engine, the KD was manufactured in series as the D I with the 150 hp and 160 hp Austro-Daimler engines by the Hansa- und Brandenburgische Flugzeug-Werke, and with the 185 hp Austro-Daimler by the Phonix Flugzeugwerke of Vienna. Of wooden construction with fabric wing skinning, plywood fuselage skinning and having steel-tube interplane strutting, the D I was armed with a single unsynchronised 8-mm Schwarzlose machine gun which was enclosed by a fairing on top of the cabane and fired over the propeller. The D I was reputedly difficult to fly, suffered inadequate directional stability owing to the rudder being blanketed by the deep fuselage, and had poor spin recovery characteristics. A number of Phonix-built Brandenburg D Is survived World War I to serve briefly with the Deutschosterreichische Fliegertruppe.

Max speed, 116 mph (187 km/h) at sea level.
Time to 3,280 ft (1000 m), 3.0 min.
Empty weight, 1,481 lb (672 kg).
Loaded weight, 2,028 lb (920 kg).
Span, 27ft 10 2/3 in (8,50 m).
Length, 20 ft 10 in (6,35m).
Wing area, 257.80 sq ft (23,95 m2).

В.Кондратьев - Самолеты первой мировой войны
"Ганза-Бранденбург" D.I, на котором в 1917 году летал известный австрийский ас Фрэнк Линке-Кроуфорд.
В.Кондратьев - Самолеты первой мировой войны
Ганза Бранденбург D-I, пилот - гауптман Г.Брумовский, май 1917г.
W.Green, G.Swanborough - The Complete Book of Fighters
The KD "star strutter" without the overwing gun fairing.
В.Кондратьев - Самолеты первой мировой войны
"Ганза Бранденбург KD"
K.Delve - World War One in the Air /Crowood/
Phonix-built Hansa-Brandenburg Dl of Fliegerkompanie 24 at Pergrine in summer 1917.
В.Кондратьев - Самолеты первой мировой войны
"Ханза-Бранденбург" серии 28.
В.Кондратьев - Самолеты первой мировой войны
"Ханза-Бранденбург" серии 28.
В.Обухович, А.Никифоров - Самолеты Первой Мировой войны
H.Cowin - Aviation Pioneers /Osprey/
The Hansa-Brandenburg KD, with its novel interplane strut layout earned the instant sobriquet of 'Star Strutter'. Completed at the start of 1916, the KD was Ernst Heinkel's first single seat fighter design. Small and rugged, the KD was soon selected by the Austrians to serve as their standard fighter. The D I, to give its Austrian designation, was built locally by Phonix and Ufag. Powered initially by a 160hp Austro-Daimler, later Ufag machines had a 185hp Austro-Daimler, giving the compact fighter an enviable top level speed of 116mph, along with an excellent initial rate of climb in excess of 1,100 feet per minute. One of the D I weaknesses centred on it single 8mm Schwarzlose machine gun's lack of reliability, the gun being mounted above the upper wing centre-section to fire clear of the propeller arc and, thus not reduce its rate of fire. Besides siring the D I, the KD went on to be bought by the German navy as the KDW floatplane fighter. In this guise, the machine carried additional outboard 'V wing struts. Deliveries of the approximately 200 D Is built began in the autumn of 1916 through early 1917, while deliveries of the 58 naval KDWs stretched from September 1916 to February 19l8. The prototype, shown here in its initial form, has a fin that differs from those of production aircraft.
K.Delve - World War One in the Air /Crowood/
"Ханза-Бранденбург" серии 65.
Brandenburg Dl in Austrian service.
В.Кондратьев - Самолеты первой мировой войны
"Ганза Бранденбург" D-I серии 65 с двигателем "Австро-Даймлер"
Jane's All The World Aircraft 1919 /Jane's/
The "Star-Strutter" Brandenburg D.I Scout of 1916-17, built by the Phonix Works
K.Delve - World War One in the Air /Crowood/
Isonzo Front with two Aviatik DIs and two KD fighters at Divacca.
W.Green, G.Swanborough - The Complete Book of Fighters
The KD "star strutter" in its 160 hp Austro-Daimler-engined DI production form.
В.Кондратьев - Самолеты первой мировой войны
Hansa-Brandenburg D-I