Самолеты (сортировка по:)
Страна Конструктор Название Год Фото Текст

Junkers CL-I

Страна: Германия

Год: 1918

Фронтовой самолет

Junkers - J-I (J 4) - 1917 - Германия<– –>Junkers - D.I - 1918 - Германия


В.Кондратьев Самолеты первой мировой войны


Цельнометаллический свободнонесущий моноплан с гофрированной дюралевой обшивкой всех поверхностей.
  Конструкция самолета чрезвычайно перспективна для своего времени. Каркас крыла - клепаная пространственная ферма из дюралевых труб. Фюзеляж - полумонокок, в котором роль продольных силовых элементов выполнял гофр.
  Машина спроектирована на фирме Юнкерс Флюгцойгверк в начале 1918 года как развитие типа одноместного истребителя "Юнкерс" D-I. Он отличался увеличенными размерами и наличием задней кабины, оснащенной турелью с пулеметом. Кроме того, было несколько усилено шасси. Первый полет прототипа с фабричным обозначением J 10 состоялся 4 мая.
  Конструкция и внешний вид самолета были настолько необычны, что для него не нашлось даже соответствующего военного обозначения. Поэтому J 10 получил наиболее близкий по классу индекс "CL", т. е. легкий двухместный вооруженный ... биплан. Его намеревались использовать в качестве штурмовика и легкого бомбардировщика.
  Военные заказали 50 экземпляров, из которых до конца войны удалось сделать 47 (по другим данным - лишь 37). Некоторые из них применялись осенью 1918-го в двух штурмовых эскадрильях на западном фронте. Никаких данных об их боевой деятельности не сохранилось.
  Больше известно об использовании этих машин германским добровольческим корпусом генерала фон дер Гольца в Прибалтике в 1919 году. Это соединение воевало на стороне белогвардейцев против Красной армии, Его поддерживал авиаотряд, состоящий главным образом из "Юнкерсов" D-I и CL-I, не успевших попасть на фронты Первой мировой.
  Летчики и механики оценивали их как исключительно надежные, выносливые и неприхотливые машины со вполне приличными летными данными. По свидетельствам пилотов, ни один другой самолет не выдержал бы и трех недель в тех условиях, в которых нечувствительные к сырости, дождю и снегу "Юнкерсы", базируясь под открытым небом, безотказно служили более полугода.
  В послевоенное время некоторые CL-I также использовались для почтовых перевозок.
  Также был создан вариант J 11 на поплавковом шасси. После войны на основе CLI производился почтово-пассажирский самолет J 10. Задняя пассажирская кабина самолета этого варианта закрывалась застекленным колпаком.
  
  
  
ДВИГАТЕЛЬ
  
  "Мерседес"D.IIIA, 180 л.с.
  
  
ВООРУЖЕНИЕ
  
  2 синхронных "Шпандау", 1 турельный "Парабеллум", до 30 кг мелких бомб.
  
  
ЛЕТНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
  
  Размах, м 12,0
  Длина, м 7,9
  Площадь крыла, кв.м 23,4
  Сухой вес, кг 710
  Взлетный вес, кг 1274
  Скорость максимальная, км/ч 161
  Время набора высоты, м/мин 1000/3,9


А.Александров, Г.Петров Крылатые пленники России


В русской авиации аэропланов взаимодействия с пехотой не было, и германские аппараты класса ЦЛ могли вызвать некоторое удивление. Однако самолет "Юнкерс ЦЛ. I" сам по себе поверг бы наших авиаторов в изумление - он строился из металла! Профессор Хьюго Юнкерс основал свою компанию в 1895 г. (Junkers CL. I; Hugo Junkers; Junkers und Compagnie), намереваясь производить котлы и прочее тепловое оборудование. Затем он увлекся авиацией и в 1910 г. запатентовал идею самолета, главной составляющей которого являлось металлическое крыло толстого профиля. Разрабатывая конструкцию подобных несущих поверхностей с обшивкой из гофрированного дюраля, ученый и его сотрудники собрали ряд прототипов цельнометаллических аэропланов, некоторые из которых выпускались небольшими сериями. Модель с фирменным обозначением "Йот 10" (J 10), бывшая развитием предыдущей - истребителя "Юнкерс Д. I", и стала аппаратом "Юнкерс ЦЛ. I", пришедшим на смену "Хальберштадтам" того же класса. Во второй половине 1918 г. компания построила 47 двухместных монопланов, оснастив их 180-сильными "Мерседесами" и вооружив двумя синхронизированными пулеметами "Шпандау" и подвижным "Парабеллумом". После войны эти машины оказались раскиданы по Европе. По сведениям М. Бухмана, одна из предсерийных машин, с номером 1803/18, летала в составе германского 417-го штурмового авиаотряда из боевой группы оберлейтенанта флота Готтарда Саксенберга (KG Gotthard Sachsenberg), действовавшей в Прибалтике против советских войск. Где-то в Латвии "Юнкерс" попал в плен и на 30 мая 1919 г. (н. ст.) числился в 1-м отряде красной латышской авиации, требуя, однако, заводского ремонта. Аппарат, судя по фотографии (82), перевезли в Москву, где он поступил в ЦАГИ для исследования металла и деталей, из которых он состоял. Предположительно, кроме этого самолета в столицу Советской России были доставлены еще 2 железных "Юнкерса" типа Д. I.


O.Thetford, P.Gray German Aircraft of the First World War (Putnam)


Junkers J 8
  This two-seat prototype was developed into the J 10 which went into production as the CL I. There was little visual difference in the two types, and principal J 10 data applies.


Junkers J 10 (CL I)
  Virtually a two-seat version of the D I, the CL I was put into production during the later half of 1918 with the intention of replacing the Halberstadt CL types, which were the mainstay of the Schlachtstaffeln. Again an all-metal machine, continuing the usual style of Junkers construction with corrugated dural covering, some forty-seven aircraft had been built by the end of the war. Engine, 180 h.p. Mercedes D IIIa. Span. 12.04 m. (39 ft. 6 in.). Length, 7.9 m. (25 ft. 11 1/8 in.). Height, 2.65 m. (7 ft. 8 1/2 in.). Area, 23.4 sq.m. (253 sq.ft.). Weights: Empty, 710 kg. (1,562 lb.). Loaded, 1,050 kg. (2,310 lb.). Speed, 161 km.hr. (100.625 m.p.h.). Climb, 1,000 m. (3.280 ft.) in 3.9 min. (type test February 1918 figures). Armament, twin fixed Spandau and one Parabellum machine-guns.


W.Green, G.Swanborough The Complete Book of Fighters


JUNKERS J 8 Germany

  On 26 December 1916, Junkers received an Idflieg contract to build three prototypes of the J 8 all-metal two-seat monoplane in the CL-type category - a ‘‘defensive patrol and pursuit aircraft”. Thanks to the priority accorded production of the J I ground attack biplane, however, the J 8 was not completed until 4 December 1917, being flown for the first time a few days later. Of dural construction and powered by a 160 hp Mercedes D III engine, the J 8 was demonstrated during the first D-type contest in February 1918, and in the following month the Junkers-Fokker Werke AG (established on 20 October 1917) received a contract for a pre-series of a modified version, the J 10.

Max speed, 100 mph (161 km/h).
Endurance, 1.5 hrs.
Empty weight, 1,565 lb (710 kg).
Loaded weight, 2,315 lb (1 050 kg).
Span, 39 ft 6 in (12,04 m).
Length, 25 ft 11 in (7,90 m).
Height, 8 ft 8 3/4 in (2,66 m).
Wing area, 251.88 sq ft (23,40 m2).


JUNKERS CL I (J 10) Germany

  The CL I (J10) was an improved derivative of the J 8 intended for offensive patrol and close air support roles. Powered by a Mercedes D III engine of 160 hp and armed with two fixed LMG 08/15 machine guns and a Parabellum in the rear cockpit, the CL I was the subject of an order placed with the Junkers-Fokker Werke AG in March 1918 for 10 pre-series aircraft. Subsequent contracts raised the total ordered to 63 machines, of which 44 were delivered through March 1919. Together with the D I, the CL I was used by the Geschwader Sachsenberg during the post-World War I fighting against Bolshevik forces in the Baltic.

Max speed, 118 mph (190 km/h).
Time to 3,280 ft (1000 m), 3.9 min.
Endurance, 2.0 hrs.
Empty weight, 1,620 lb (735 kg).
Loaded weight, 2,546 lb (1155 kg).
Span, 40 ft 0 1/4 in (12,20 m).
Length, 25 ft 11 in (7,90 m).
Height, 10 ft 2 in (3,10 m).

В.Кондратьев - Самолеты первой мировой войны
"Юнкерс" CL-I, авиаэскадра немецкого добровольческого корпуса, зима 1918-19гг.
Jane's All The World Aircraft 1919 /Jane's/
The All-Metal Wireless Junkers CL.I ground attack and escort monoplane of 1918. (Junkers J 8)
W.Green, G.Swanborough - The Complete Book of Fighters
Image showing the prototype Junkers J.8 two seat close-support fighter. Work on the sole J.8 started in October 1917, aimed at providing a successor to the armoured Junkers J I. As it transpired, the J.8, with its 160hp Mercedes D III, had a top level speed of 116mph and impressed those that flew it at the first of the 1918 fighter trials. Not only did the J.8 lead directly to the CL I production contract, but its development contributed greatly to solving many of the single seat J.7's ongoing problems. Too late to have any effect in the air war, the 41 Junkers CL Is completed stood up well, alongside their single seat Junkers D I when operated in the 1919 Baltic War. Powered by a 185hp Benz Bz IIIa, the CL I had a top level speed of 118mph and a ceiling of 17,000 feet. Armament on later machines comprised two 7.92 Spandaus for the pilot, along with the flexibly-mounted 7.92mm Parabellum in the rear.
K.Delve - World War One in the Air /Crowood/
Прототип "Юнкерс" J 10
An aircraft of advanced appearance, the Junkers J8 prototype of January 1918 incorporated many new features - not least the all-metal construction. In due course it gave rise to the J10, which subsequently entered production as the CLI.
H.Cowin - Aviation Pioneers /Osprey/
Один из серийных "Юнкерсов" CL-I перед отправкой на фронт.
Junkers J 10 (CL I) (prototype)
W.Green, G.Swanborough - The Complete Book of Fighters
The CL I served post-World War I in the Baltic with the Geschwader Sachsenberg.
А.Александров, Г.Петров - Крылатые пленники России
(КПР 82)
W.Green, G.Swanborough - The Complete Book of Fighters
The CL I was the ultimate wartime development of the line of Junkers monoplanes.
В.Кондратьев - Самолеты первой мировой войны
"Юнкерс" CL-I