burger-menu
Поиск по сайту:
airplane photo

Страна: Великобритания

Год: 1915

Истребитель

В.Кондратьев Самолеты первой мировой войны

Martinsyde G.100/G.102 Elephant

   Цельнодеревянный двухстоечный биплан. Передняя часть фюзеляжа обшита фанерой, остальное - полотном. Мартинсайд G.100 разработан инженером А.Флетчером на фирме "Мартинсайд Лимитед" в середине 1915 года как эскортный истребитель дальнего радиуса действия. Это первый в Великобритании одноместный самолет подобного назначения. К нему предъявлялось требование - обеспечить продолжительность полета не менее пяти часов, что обусловило большой запас горючего, а соответственно - солидный взлетный вес и размеры машины. За свои габариты G.100 получил прозвище "Элефант" ("Слон").
   Первый полет прототипа с двигателем "Бердмор" в 120 л.с. состоялся в сентябре того же года. Вскоре машину запустили в серийное производство. Поскольку синхронизаторов еще не существовало, курсовой пулемет "Льюис" на "Элефанте" был установлен над верхним крылом для стрельбы поверх диска винта. На некоторых экземплярах монтировали и второй "Льюис" на подвижной шкворневой установке по левому борту. Из него летчик теоретически мог отстреливаться от вражеских истребителей, атакующих сзади. Однако обслуживание этого пулемета было крайне сложным, а прицеливание из него - практически невозможным, поэтому в частях его обычно снимали, заодно облегчая тем самым машину.
   "Элефанты" начали поступать в войска в первые месяцы 1916 г. По два - три таких истребителя придавали разведывательным дивизионам, состоявшим из двухместных невооруженных аэропланов. Первый истребительный дивизион, целиком укомплектованный "мартинсайдами", был сформирован в феврале и 1 марта прибыл на Западный фронт.
   Самолет отличался простотой управления и хорошей устойчивостью по всем трем осям, однако мощность 120-сильного двигателя была явно недостаточна для обеспечения сколь-нибудь приемлемых для одноместного истребителя скоростных и пилотажных характеристик.
   "Элефант" оказался слишком медлителен и неповоротлив, чтобы вести маневренные воздушные бои с современными ему немецкими истребителями. Положение усугублялось неважным обзором вперед-вверх, а также малым боекомплектом и большой сложностью перезарядки надкрыльевого пулемета в полете.
   Более успешно самолет проявил себя в роли легкого фронтового бомбардировщика. В этом качестве машина применялась на западном фронте до ноября 1917-го, а в Месопотамии - до сентября 1918 г. После оборудования бомбовыми подвесками и механическими бомбосбрасывателями она могла нести две 112-фунтовые (51-кг) бомбы под нижним крылом или несколько бомб более мелкого калибра общим весом до 120 кг.
   В конце 1916 года "Элефант" оснастили новой версией двигателя "Бердмор" мощностью 160 л.с. Летные характеристики машины повысились, а продолжительность полета снизилась до 4,5 часов за счет возросшего расхода горючего. Модификация получила обозначение G.102. Ее стрелковое вооружение было аналогично G.100.
   Всего в 1916-1917 годах выпустили более 100 G.100 и 171 G.102. Эти аэропланы состояли на вооружении пяти боевых дивизионов RFC во Франции, трех - в Месопотамии, двух - в Палестине и шести учебных - в Великобритании.
   В августе 1918 года, после падения бакинской коммуны два "элефанта" с экипажами доставили в Баку, откуда они летали на разведку турецких позиций в Азербайджане вплоть до эвакуации английского гарнизона из города.


МОДИФИКАЦИИ
  
  
   G.100 - двигатель "Бердмор", 120 л.с.
   G.102 - двигатель той же марки, 160л.с.
  
  
  
ЛЕТНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
G.100 (в скобках G.102)
  
Двигатель 1 х Бидмор 120 л.с. (160 л.с.)
Размеры:
   размах х длина х высота 11,58 х 8,23 х 3,10 м
Площадь крыльев 38,08 м2
Вес:
   пустого ? (813) кг
   взлетный 1099 (1115) кг
Максимальная скорость 153 (167) км/ч
Потолок 4270 (4875) м
Продолжительность полета 5 ч
Вооружение:
   стрелковое 2 неподвижных пулемета
   бомбовое 118 кг
Экипаж 1 чел.

Показать полностью

Описание:

  • В.Кондратьев Самолеты первой мировой войны
  • F.Manson British Bomber Since 1914 (Putnam)
  • P.Lewis British Bomber since 1914 (Putnam)
  • P.Lewis The British Fighter since 1912 (Putnam)
  • F.Mason The British Fighter since 1912 (Putnam)
  • W.Green, G.Swanborough The Complete Book of Fighters
  • J.Bruce British Aeroplanes 1914-1918 (Putnam)
  • O.Thetford Aircraft of the Royal Air Force since 1918 (Putnam)
  • H.King Armament of British Aircraft (Putnam)
  • В.Кондратьев - Самолеты первой мировой войны

    Невооруженный прототип Мартинсайда G.100, 1915 г.

  • H.Cowin - Aviation Pioneers /Osprey/

    First flown in September 1915, the prototype Martinsyde G 100, serial no 4735, was a single-seat, long range fighter using a 120hp Beardmore with fuselage flanking radiators. This machine was followed by 100 production G 100s, whose engines had a much cleaner nose-mounted radiator. The G 100's effective armament was a single, overwing .303-inch Lewis gun, although a second, rearward-firing Lewis gun was fitted, presumably more in hope than expectation. Deliveries of these G 100s started early in 1916, with many going in twos and threes to serve as the escort sections of four RFC bomber squadrons in France and six in the Middle East. Indeed, only one unit, No 27 Squadron, RFC, was to be exclusively equipped with the type. With a top level speed of 97mph at sea level and lacking agility and pilot visibility, the G 100 was soon switched to bombing duties, thanks to its 5.5 hour endurance and ability to carry a 230lb bomb load. Around another 200 of the 160hp Beardmore powered single seat G 102 reconnaissance bombers were subsequently produced.

  • J.Bruce - British Aeroplanes 1914-1918 /Putnam/

    Martinsyde G.100. The prototype, serial number 4735.

  • J.Bruce - British Aeroplanes 1914-1918 /Putnam/

    The Martinsyde Elephant in its initial G.100 production form with 120 hp Beardmore.

  • J.Bruce - British Aeroplanes 1914-1918 /Putnam/

    A Martinsyde G.100 of No. 27 Squadron, R.F.C., photographed at Dover en route for France.

  • В.Кондратьев - Самолеты первой мировой войны

    Мартинсайд G.100 из строевого дивизиона RFC

  • W.Green, G.Swanborough - The Complete Book of Fighters

    In its G.102 form (shown) the Elephant had a more powerful engine than was used in the G.100.

  • F.Mason - The British Fighter since 1912 /Putnam/

    A production Martinsyde G.102, A3948, with the Lewis gun on the upper wing; just visible is the spigot mounting for another Lewis gun on the port side of the cockpit’s rear coaming.

  • K.Delve - World War One in the Air /Crowood/

    Martinsyde 'Elephant' A3988 at Salonica, possibly a 14 Squadron machine; the Squadron had been operating in the Middle East since November 1915, with detachments in Palestine, the Western Desert and Arabia.

  • F.Mason - British Bomber since 1914 /Putnam/

    A Martinsyde G.102, A6263, of No 27 Squadron. Being without synchronized front gun, the aircraft carried a Lewis gun on the top wing and another behind the pilot's left shoulder; these were usually retained when engaged in bombing operations.

  • Журнал - Flight за 1919 г.

    Fig. 30. - Day bomber. Martinsyde 160 h.p.

  • P.Lewis - The British Fighter since 1912 /Putnam/

    Martinsyde G.102 Elephant photographed at Brooklands.

  • Jane's All The World Aircraft 1919 /Jane's/

    Бомбардировщик и разведчик G.100 "Элефант" / Side View of a Martinsyde "Elephant", one of the most sucessful machines of 1916-17.

  • Журнал - Flight за 1916 г.

    A"live" combination. - A Martinside biplane and, inset, its pilot and pilot-owner, H. Sykes and C.H. Stevens. Sykes has for some time past been putting up wonderful stunts on this machine. Although bearing the marks of a nasty aeroplane smash experienced early in the year, Stevens was so keen on flying as to buy the machine and learn to fly it under the tutorship of Sykes.

  • Photo from Nick Gribble. "Photo from The Royal Flying Corps at Marden, Kent where my grandfather was stationed during WW1."

  • Photo from Nick Gribble. "My Grandfather Ernest Gribble"

  • Photo from Nick Gribble.

  • Photo from Nick Gribble. "My Grandfather Ernest Gribble is in the back row next to end on left."

  • Photo from Nick Gribble. "My Grandfather Ernest Gribble is in the back row next to end on left."

  • Photo from Nick Gribble.
    John McKenzie:
       In these fotos the machine has the Ally' cover over the Magneto at the front ('Prop') end as for 160 HP Beardmore ...( 120 has Magnetos at other end ) .
       The exhaust pipes also is in 3 parts , each is a "Y" formed from 2 cylinders .....as are only used on 160HP, G102 .
       The early G100 has 120 Beardmore with all 6 pipes into a large Collector tube , with then streamlined out pipes , similar to (but NOT same as ) , late 160 , FE2b.

  • Photo from Nick Gribble.

  • Photo from Nick Gribble.

  • Журнал - Flight за 1918 г.

    DIPPING AT THE "SALUTING POINT" ON THE EDGE OF THE AERODROME. - Mr. H. Sykes on his Martinsyde at Hanworth.

  • Журнал - Flight за 1917 г.

    DIVERTING THE CARDINAL WOLSEY RIVER AT HANWORTH PARK. - Mr. H. Sykes, on his Martinsyde, looping in a gale of wind. The machine is travelling away from the spectator, and is in the inverted position.

  • Журнал - Flight за 1917 г.

    WINTER FLYING. - On a Martinsyde at Hanworth.

  • K.Delve - World War One in the Air /Crowood/

    Martinsyde Elephants of 27 Squadron at Fienvillers in 1916. The Squadron had arrived in France in March, having formed with the Martinsyde G 100 at Hounslow Heath the previous November, as a scout Squadron. With a speed of almost 90mph (145kph) and good manoeuvrability, the Martinsydes were effective when they first entered service.

  • Форум - Breguet's Aircraft Challenge /WWW/

    A German captured Martinsyde Elephant disassembled and ready for transport. No German markings are yet applied, but the English serial A1572 is still present.

  • J.Bruce - British Aeroplanes 1914-1918 /Putnam/

    Martinsyde G.102, showing arrangement of the exhaust stubs and an experimental installation of an upward-firing Lewis gun. Note the inclined Aldis sight and the bracket for the rear Lewis gun immediately behind the cockpit.