burger-menu
Поиск по сайту:
airplane photo

Страна: Франция

Год: 1914

Истребитель

Варианты

В.Кондратьев Самолеты первой мировой войны

Моран-Солнье" N/I/V ("Моран-монокок") / Morane-Saulnier N/I/V (Morane Monocoque)

   Самолет разработан братьями Моран и Раймондом Солнье в начале 1914 года как спортивная скоростная машина для участия в воздушных гонках. Первый полет под управлением Ролана Гарро состоялся 21 января. Конструкция цельнодеревянная, обшивка - полотно, двигатель - "Рон", 80 л.с. Слово "монокок" в названии машины тогда означало не фюзеляж с работающей обшивкой, а фюзеляж круглого или овального сечения.
   Самолет, показавший высокие скоростные данные, был признан гораздо лучшим кандидатом на роль истребителя, чем тихоходный двухместный "Моран-парасоль". В апреле 1915-го на несколько "монококов" поставили курсовые пулеметы "Гочкис" и винты с отсекателями пуль, аналогичные тем, что Гарро месяцем ранее установил на своем "парасоле". Иногда эти машины называли "Моран-Солнье Nm", где буква "m" означает "милитэр", то есть "военный". Машина выпускалась серийно с мая 1915 по июнь 1916 года в трех модификациях.
   На "монококах" летали французские, английские и российские пилоты. Первыми их получили французы, затем - англичане, а в Россию эти машины прибыли довольно поздно - в ноябре-декабре 1916-го, когда на Западе они уже считались морально устаревшими и были сняты с вооружения фронтовых частей первой линии.
   "Моран-монокок" не пользовался популярностью у английских и французских пилотов, так как он был весьма строг в управлении и имел тенденцию к срыву в штопор из-за слишком задней центровки. Французы отказались него еще в мае 1916 года, отдав предпочтение полуторапланам "Ньюпор", англичане провоевали на "моранах" до октября. На русско-германском фронте "монококи" применялись примерно до осени 1917-го, при этом российские пилоты на сложности пилотирования не жаловались. В тогдашних российских документах эту машину, как правило, именовали сокращенно - "мормон".
  
  
МОДИФИКАЦИИ
  
   "Моран-Солнье N" (Nm) - двигатель "Рон", 80 л.с. Вооружение - курсовой пулемет "Гочкис" без синхронизатора. Построено 49 экземпляров для французских ВВС (из которых на фронт попала примерно половина, остальные использовались в летных школах) и 24 - для английских. Англичане перевооружили свои "монококи" пулеметами "Льюис".
   "Моран-Солнье I" - двигатель "Рон", 110 л.с. Вооружение - синхронный пулемет "Виккерс". Слегка увеличен размах крыла. Весной 1916 года построено четыре экземпляра для британских ВВС и осенью того же года - еще 20 - по российскому заказу (согласно иным данным - 50). Еще один самолет в 1916 году построен в опытном порядке на московском заводе "Дукс". От французских "моранов" он отличался отсутствием вооружения и кока винта.
   "Моран-Солнье V". Самолет с тем же двигателем и вооружением, что и у предыдущей модификации, но с повышенной дальностью полета за счет установки в носовой части фюзеляжа дополнительного бензобака и еще раз увеличенным размахом и площадью крыла. Построено 12 экземпляров для британских ВВС.
  

Показать полностью

Описание:

  • В.Кондратьев Самолеты первой мировой войны
  • А.Шепс Самолеты Первой мировой войны. Страны Антанты
  • В.Шавров История конструкций самолетов в СССР до 1938 г.
  • J.Davilla, A.Soltan French Aircraft of the First World War (Flying Machines)
  • A.Durkota, T.Darcey, V.Kulikov The Imperial Russian Air Service (Flying Machines)
  • W.Green, G.Swanborough The Complete Book of Fighters
  • L.Opdyke French Aeroplanes Before the Great War (Schiffer)
  • A.Jackson British Civil Aircraft since 1919 vol.3 (Putnam)
  • Журнал Flight
  • Журнал - Flight за 1916 г.

    WAR IN THE AIR. - An attack upon a German A.E.G. biplane and an Aviatik. The latter subsequently hit and was brought down. This is but an example of many air fights of almost daily occurence at the Front, this particular incident being one of the "scraps" which Vedrines on his monoplane carried through, when fire machine-gun straight through the propeller field, the propeller being fitted with a deflector for warding off any stray bullets that may not get clear through between the revolving vanes. It is this principle which has been adopted in the Fokker.