Самолеты (сортировка по:)
Страна Конструктор Название Год Фото Текст

Сикорский Илья Муромец серии Б

Страна: Россия

Год: 1914

Сикорский - Илья Муромец поплавковый - 1914 - Россия<– –>Сикорский - С-16 / С-XVI - 1914 - Россия


М.Маслов Русские самолеты 1914-1917


"Илья Муромец Киевский" и другие "ИМ" серии Б

  Второй экземпляр "ИМ", серийный № 128, в отношении которого стало впервые использоваться определение "воздушный корабль", отличался от первого опытного образца уменьшенными размерами и наличием более мощной силовой установки, состоящей из 4 двигателей "Аргус" 140 л.с. Самолет построили в апреле 1914 г. и в начале летнего сезона на нем удалось достичь заметных достижений - 4 июня И.И.Сикорский поднял 10 пассажиров на высоту 2000 м. В период 11-17 июня конструктор совершил на этом аппарате перелет из Петербурга в Киев и обратно. Помимо него на борту находились Г.И. Лавров, Х.Ф. Пруссис и механик B.C. Панасюк. В ознаменование перелета воздушный корабль получил наименование "Киевский". Позднее он был приобретен Гатчинской авиашколой и использовался как учебный аппарат для подготовки экипажей воздушных кораблей.
  Постройка заказанных 10 "ИМ" для военного ведомства ускорилась с началом войны. В июле 1914 г. утвердили штат команды для обслуживания воздушных кораблей типа "ИМ", согласно которому один экземпляр приравнивался к полевому отряду, состоящему из 4 офицеров, одного чиновника, 40 нижних чинов и должен был действовать самостоятельно в интересах армий и фронтов. Формирование таких команд и отправка первых пяти "ИМ" на фронт не принесли обнадеживающих результатов. Несколько аварий, неопределенность боевого использования в первое время, создали мнение о непригодности воздушных кораблей типа "ИМ" к боевому использованию. Все это привело к приостановке постройки новой серии в количестве 32 экземпляров.
  В создавшейся неблагоприятной обстановке Председатель правления акционерного общества РБВЗ М.В. Шидловский предложил на базе "Муромцев" сформировать воздушную эскадру по типу военно-морских соединений. В результате было сформировано Управление Эскадры воздушных кораблей (УЭВК) под командованием Шиддовского, получившего чин генерал-майора военного времени. Базой ЭВК стал аэродром у деревни Старая Яблонна под Варшавой. Это место находилось недалеко от линии фронта, с севера было защищено Ново-Георгиевской крепостью, с запада - позициями на реке Бзур, с юга - Варшавской оборонительной системой.
  Несмотря на предпринятые организационные мероприятия, в начальный период войны самолеты типа "Илья Муромец" в боевой обстановке почти не отметились. Из выпущенных шести экземпляров "ИМ" тип Б, два из которых были оснащены четырьмя "Аргусами", остальные четыре - 4 "Сальмсонами", лишь три корабля смогли просуществовать до мая 1915 г. Сложные климатические условия зимнего периода наряду с авариями определили малый срок службы для громоздких воздушных кораблей. Впрочем, для всех самолетов "Илья Муромец", при их деревянной конструкции и полотняной обшивке срок эксплуатации редко превышал один летный сезон.
  Двигатели "Аргус" (2 по 140 и 2 по 125 л.с.) или "Сальмсон" (2 по 200 и 2 по 135 л.с.). Экипаж 4 человека.
  Несколько уменьшились размеры. Установлены шесть мировых рекордов, в том числе:
   4.06.1914г. полет с шестью пассажирами на высоту 2000 м;
   5.06.1914г. полет с пятью пассажирами на дальность 650 верст;
   16-17.06.1914г. перелет Петербург-Киев и обратно с посадкой в Орше (туда) и Новосокольниках (обратно) с нагрузкой 1610 кг.
  Вооружение изначально не устанавливалось.


Летные и технические характеристики "ИМ" тип Б||зав. № 135/зав. № 136
Размах верхнего крыла (м)||30,95/30,95
Размах нижнего крыла (м)||22,45/22,45
Длина (м)||19,0/19,0
Площадь крыльев (м2)||150,0/150,0
Вес пустого (кг)||3100/3600
Полетный вес (кг)||4600/4800
Полетная скорость (км/час)||105/96
Потолок (м)||3000/2000
Дальность полета (км)||520/380
Суммарная мощность двигателей:||560 л.с.(4х "Аргус" 140 л.с.)/670 л.с. (2 х "Сальмсон" 200 л.с. + 2 х "Сальмсон" 135 л.с.)


В.Шавров История конструкций самолетов в СССР до 1938 г.


"Илья Муромец Киевский" (ИМ-Б Киевский) серии Б. Этот воздушный корабль (так стали называть "Муромца"), второй по счету, с заводским № 128 отличался от первого меньшими размерами и более мощной силовой установкой - четыре двигателя "Аргус" по 140 л. с. (два средних) и по 125 л с. (два крайних). Большой прирост мощности при меньшей массе позволил сразу же установить несколько мировых рекордов.

4 июня 1914 г. - подъем на высоту 2000 м с десятью пассажирами на борту. Полет И. И. Сикорского происходил над Пулковом, Красным Селом, Царским Селом и над морем в течение 1 ч 27 мин.

5 июня - полет с пятью человеками на борту в течение 6 ч 33 мин 10 с. Пройдено было 650 верст и этим было установлен рекорд продолжительности полета.

16 и 17 июня - перелет Петербург-Киев с посадкой в Орше за 12 ч 50 мин летного времени и обратно с посадкой в Новосокольниках, a всего за 30 ч. 30 мин. Нагрузка в этом перелете составляла 1610 кг: экипаж - 4 человека ( И.И.Сикорский, Г.И. Лавров, X. Ф. Пруссис и В. С. Панасюк) , запчасти и багаж общей массой 150 кг, 940 кг бензина, 260 кг. масла.

Этот самолет получил название "Илья Муромец Киевский" в честь перелета. В 1915-1917 гг. было построено еще три самолета, носивших название "Корабль Киевский" и сменявших один другой.

После передачи этого самолета военному ведомству в августе 1914 г. на нем была убрана "орудийно-пулемтная площадка", а установка вооружения была произведена позже, уже на фронте.

Этот самолет находился в строю свыше двух лет, совершал боевые полеты, потом использовался как учебный и был списан в 1916 г.

Однотипный с "Киевским" самолет № 135 с четырьмя двигателями "Аргус" в 140л. с. был передан военному ведомству 31 августа 1914 г. Оба они вместе с первым "Муромцем" и четырьмя последующими получили общее название "серия Б" (буквой А обозначался самолет "Русский витязь").

Для последующих четырех самолетов серии Б, по размерам соответствовавших "Киевскому", уже не хватало двигателей "Аргус". Имевшиеся в запасе 10-12 двигателей был назначены для самолетов следующей серии В. На серию Б пришлось ставить имевшиеся в наличии двигатели "Сальмсон", звездообразные, 14-цилиндровые в 200 л. с. (два средних) и 9-цилиндровые в 135 л. с. (два крайних). Капотов и обтекателей не было и эти двигатели с радиаторами и со всем оборудованием давали большое лобовое сопротивление. Поэтому, несмотря на относительно большую мощность, скорость, потолок и нагрузка этих кораблей были ниже, чем с двигателями "Аргус". На самолетах серии Б производились только учебные и тренировочные полеты. В декабре 1914 г. выпущенные самолеты были сведены в "Эскадру воздушных кораблей". Это было первое в мире соединение стратегической авиации.





Самолет <Илья Муромец Киевский> ( №128)/ИМ- Б (№ 135)/ИМ-Б (№ 136-139)

Год выпуска||1914/1914/1914
Количество двигателей||2 2/4/2 2
Двигатель, марка||<Аргус> <Аргус>/<Аргус>/<Сальмсон> <Сальмсон>
   Мощность. л. с.||140 125/140/200 135
Длина самолета, м||19/19/19
Размах крыла (верхн.) (нижн.)||30,95(22,45)/30,95(22,45)/30,95(22,45)
Площадь крыла, м2||150,0/150,0/150,0
Масса пустого, кг||3040/3100/3600
Масса топлива+ масла, кг||700/700/700
Масса полной нагрузки, кг||1610/1500/1200
Полетная масса, кг||4650/4600/4800
Удельная нагрузка на крыло, кг/м2||31,0/30,7/32
Удельная нагрузка на мощность, кг/лс||8,6/8,3/7,2
Весовая отдача,%||34/33/26
Скорость максимальная у земли, км/ч||100/105/96
Скорость посадочная, км/ч||75/75/75
Время набора высоты||
   1000 м, мин||15/13/20
   2000м, мин||35/30/70
   3000м, мин||70/?/?
Потолок практический, м||3000/3000/2000
Продолжительность полета, ч||5,0/5,0/4,0
Дальность полета, км||500/520/380


H.Nowarra, G.Duval Russian Civil and Military Aircraft 1884-1969


The first months of the war brought trouble for the ‘Ilya Muromets’ bombers. The General Staff regarded these machines highly, as did the Tsar himself, and this led to a further order for 32 of the huge aircraft, Russo-Baltic receiving an advance of over 3 million gold roubles for expansion of production facilities. The first three ‘I.M.s’ had been sent to the North-Western Front on August 26th, 1914, for operational trials, but nine weeks later the second order was cancelled, a report stating that the ‘I.M.’ was unsuitable for further development for military use. It is highly probable that the initial burst of enthusiasm did not take into account the inevitable teething troubles of the aircraft and the fact that its pilots needed special training to handle it.
  In December the Supreme Command of the Russian Armed Forces received a cable: ‘The I.M. aeroplanes are unfit for military purposes. Do not send them to the Front. Do not order more of them. Cancel existing order.’ As a result of this cable, the balance of the first order for ten machines was indeed cancelled. To Sikorski and Russo-Baltic this was a bombshell, and the Chairman of R.B.V.Z., the retired Lieutenant-Commander M. V. Shidlovski, hurried to the Secretary of the War Ministry with a bitter protest, to such effect that the Commander-in-Chief, Grand Duke Nikolai Nikolayevich, consented to a series of operational tests of the ‘I.M.’ to decide its fate.
  The R.B.V.Z. proposed the formation of all available machines as one squadron, and the supervision by themselves of maintenance, and of ground crew and aircrew training. This recommendation was accepted, and the responsibility of the scheme laid firmly at the feet of Shidlovski, who was given command, returning to active service with the rank of Major-General. Officially formed on December 10th, 1914, this unit became known as the E.V.K., Eskadra Vozdushnykh Korablei, or 'Flying Ship Squadron' a sly reference to its Commander’s former service in the Navy! Equipped with the first three machines, the squadron soon felt the benefit of Shidlovski’s outstanding ability as an organiser, and within a short time it possessed its own workshops, school, photographic report section and many other facilities. Efficient bombsights were developed and equipment modified and improved, Shidlovski later claiming, with some justification, that ‘The bombing of the “I.M.s” is vertical artillery fire, and we reached 60 to 90 per cent of hits ’.
  By the end of 1914 three ‘I.M.s’ were in service. The third machine was fitted with four Argus engines, as in the prototype, but its wingspan had been slightly reduced and the cabin nose made more pointed. This version was classified as Type B, and only four of these were built. It is reported that the Argus engines of the prototype were later fitted to at least four other machines, and that these four power units amassed a total of over 700 flying hours during a period of some two and a half years.
  ‘The Flying Ship Squadron’, operating from Yablonna, near Warsaw, ensured the continued existence of their machines by very effective bombing and reconnaissance sorties, which, early in 1915, evoked a report by General Odeshilidse in glowing terms, serving to underline the decision to reinstate the second production order.

А.Шепс - Самолеты Первой мировой войны. Страны Антанты
Дальний разведчик/бомбардировщик С-22 "Илья Муромец" серии Б 14-го корпусного авиаотряда (1914г.)
H.Cowin - Aviation Pioneers /Osprey/
The brainchild of Igor Sikorsky, who in later years and on another continent was to help pioneer the first of the practical helicopters, the four engined Sikorsky Ilya Mourometz was, without question, the world's first long range heavy bomber. Around 80 of these impressive craft had been completed by the time Russia withdrew from the war. Progressively re-engined from the original 100hp Argus to the 220hp Renault versions, the first ten bomber versions of the Ilya Mourometz were ordered in the spring of 1914, their initial deployment following in February 1915, this after the whole programme had nearly been abandoned. These machines, along with the men that crewed and maintained them, had been preserved as a group by M.V. Shidlovski, who, virtually single-handedly, created the world's first coherent bomber force, appointing himself its commander with the rank of Major General in the process. In reality, the Ilya Mourometz's were an evolving family of aircraft, of which only the basic layout remained unchanged. Even the later 220hp engined version of the Sikorsky bomber could only manage a top level speed of 85mph at 6.500 feet, while its operational ceiling was 10.500 feet. Capable of lifting a bomb load of 1,120lb, these machines were initially crewed by six men, with the later variants carrying seven. Similarly, defensive armament climbed from two to seven machine guns and they were clearly effective, as only one of the 73 known operational machines was to be brought down, this on 12 September 1916, after it had accounted for three enemy machines, plus a fourth damaged of the original seven attacking fighters. Apparently, this family of aircraft were extremely nose-heavy in the landing phase, so both pilots needed to be very muscular in applying back pressure to the elevator, while the rest of the crew were required to beat a hasty retreat into the machine's nether regions astern!
В.Шавров - История конструкций самолетов в СССР до 1938 г.
Самолет "Илья Муромец Киевский" на взлете
М.Маслов - Русские самолеты 1914-1917
<Илья Муромец> тип Б, заводской № 135, именовался еще как 1-й боевой корабль и являлся одним из первых, оправленных на фронт. Снимок сделан 25 ноября 1914 г. по прилете штабс-капитана Е.В.Руднева во Львов. Интерес представляет пулемет <Максим>, размещенный на верхней площадке и прямоугольный <триколор>, наглядно демонстрирующий чередование цветов на российском флаге сверху вниз. Для их запоминания в русской армии пользовались словом <бесик> - БЕлый, СИний, Красный
G.Haddow, P.Grosz - The German Giants /Putnam/
Sikorsky I.M.B (E.V.K. aircraft number VI), at Yablonna in December 1914.
В.Шавров - История конструкций самолетов в СССР до 1938 г.
Самолет "Илья Муромец" серии Б с двигателями "Сальмсон"
В.Шавров - История конструкций самолетов в СССР до 1938 г.
Ilya Mourometz type B with Salmson engines
В.Шавров - История конструкций самолетов в СССР до 1938 г.
Носовая часть <ИМ>, заводской №128, с рельефным двуглавым орлом и устройством для прицеливания при бомбометании в виде рамки со штырьковыми делениями. Именно на этом аппарате И.И.Сикорский предпринял перелет Петербург - Киев - Петербург 11-17 июня 1914 г., за что данный образец получил наименование <Илья Муромец Киевский>