Самолеты (сортировка по:)
Страна Конструктор Название Год Фото Текст

Caudron G.3

Страна: Франция

Год: 1913

Фронтовой самолет

Caudron - pusher seaplane - 1912 - Франция<– –>Caudron - Type J - 1913 - Франция


В.Кондратьев Самолеты первой мировой войны


КОДРОН G.3 / CAUDRON G.3

  Цельнодеревянный двухместный полутораплан с ферменным фюзеляжем и тянущей силовой установкой. Крыло и оперение покрыты полотном, гондола имела смешанную фанерно-полотняную обшивку. Самолет разработан в 1911 году братьями Рене и Гастоном Кодрон. В 1913 принят на вооружение французских ВВС в качестве разведывательной и учебной машины. В том же году несколько десятков "Кодронов" на колесном и поплавковом шасси закупило правительство Китая. G.3 стал таким образом первым военным аэропланом этого государства.
  Аппараты строились крупными сериями на заводах фирмы Кодрон в городах Ру, Исси-ле-Мулине и Лион. Главным образом выпускали две военные модификации: G.3A2 (артиллерийский разведчик) и G.3E2 (учебный). В 19 И году производился также одноместный тренировочный G.3F с маломощным 60-сильным мотором. Несколько десятков G.3 построено британским филиалом фирмы - Бритиш Кодрон Компани и еще 170 штук - итальянской фирмой AER. Общий итог серийного выпуска составил 2450 экземпляров.
  К началу войны на вооружении французской армии насчитывалось более сотни "Кодронов" GЗ, однако, лишь одна фронтовая эскадрилья . была целиком оснащена этими машинами. В дальнейшем их количество значительно возросло. Самолет применялся французами, англичанами и бельгийцами на западном, балканском, и месопотамском фронтах до середины 1916 года, а на итало-австрийском - до марта 1917. 192 экземпляра G.3 использовали в качестве учебных американские экспедиционные силы.
  Несмотря на низкую энерговооруженность, G.3 хорошо набирал высоту, был прост в управлении и доступен даже летчикам низкой квалификации. Тем не менее стремительный прогресс авиации в годы первой мировой войны быстро , перевел его в разряд устаревших. Кроме того, пилоты, в большинстве своем привыкшие к аэропланам с задней силовой установкой, считали обзор из кабины неудовлетворительным.
  Около 20 "Кодронов" G.3 в 1915-16 годах поступило в Россию, но данные об их фронтовом применении отсутствуют. Вероятно, все они служили в учебных подразделениях.
  
  
ДВИГАТЕЛЬ
  
  На "Кодрон" G.3 устанавливали различные модификации ротативных моторов "Гном", "Рон" или "Клерже" мощностью от 60 до 100 л.с. Иногда ставили стационарный звездообразный мотор воздушного охлаждения "Анзани 10С" в 100 л.с.
  
  
ВООРУЖЕНИЕ
  
  На G.3E2 и G.3F - отсутствовало, G.3A2 иногда оснащали шкворневым пулеметом для защиты от истребителей. В перегрузочном варианте - до 100 кг. бомб.
  


А.Шепс Самолеты Первой мировой войны. Страны Антанты


Кодрон G.3 1911 г.

  После успешных полетов созданных братьями Рене и Гастоном Кодрон машин G.1 и G.2 и славы, пошедшей по всей Европе об их фирме и летной школе в г. Кроти, французская армия выдала в 1912 году государственный заказ на два поплавковых варианта только что выпущенного на заводе G.3 и отдельное задание на обучение большого количества офицеров на военных летчиков. Успешное применение G.3 во Франции привлекло внимание командования британских ВМС, и к 1913 году машина стала стандартной в летной школе в Хендоне. В 1913-1914 годах большое количество G.3 закупил Китай.
  С началом войны все учебные и частные "Кодроны" были мобилизованы, а производство перешло на военные рельсы. Первой серией стали разведчики и легкие бомбардировщики G.3 A2, а затем двухместный учебный G.3 E2. Кроме заводов братьев Кодрон самолеты выпускала итальянская фирма AER (170 шт.) и "Бритиш Кодрон Компани" (несколько десятков). В ходе войны машины использовались во французской армии и флоте, в английском экспедиционном корпусе и в самой Англии, в армиях Италии, Бельгии и России. В процессе производства на самолет ставились различные двигатели: ротативные, воздушного охлаждения, звездообразные - "Гном", "Рон", "Клерже" мощностью от 80 до 100 л. с.
  Последние машины оборудовались элеронами на верхнем крыле. Однако осенью 1916 - весной 1917 года они были полностью сняты с вооружения практически во всех армиях как устаревшие. Всего было построено 2450 самолетов G.3.
  G.3 - цельнодеревянный трехстоечный полутораплан с короткой гондолой. Гондола имела деревянный каркас и фанерную обшивку. Капот двигателя, установленного в носовой части, был из жести. За двигателем устанавливались топливный и масляный баки, также имевшие жестяные панели. Затем располагалось место пилота, в хвосте гондолы - место либо ученика, либо наблюдателя. Крыло двухлонжеронное, деревянной конструкции, имело только одностороннюю обтяжку полотном. Стойки крыла деревянные. Деревянную конструкцию имела и ферма, несущая хвостовое оперение, состоящее из стабилизатора с рулями высоты и двумя рулями поворота на небольших килях.
  Шасси устанавливалось по нижнему поясу несущих оперение ферм и состояло из двух пар мотоциклетных колес с резиновой шнуровой амортизацией. Костыля не было, его заменяли окованные нижние части несущего пояса фермы. Управление тросовое, от колонки со штурвалом и педалями. Управление креном осуществлялось перекашиванием крыльев, и только на последних машинах появились элероны.
  Двигательная установка, как уже отмечалось, отличалась разнообразием, но в основном это были 7-цилиндровые, воздушного охлаждения, звездообразные "Гном" или "Рон" мощностью 80-100 л. с., ротативные.

  
Модификации
  G.3A2 - разведчик и легкий бомбардировщик, мог нести 115кг бомб, иногда ставился 1 пулемет над верхним крылом и 1 на шкворневой установке у наблюдателя.
  G.3E2 - учебный самолет с двойным управлением.
  G.3 поплавковый - самолет устанавливался на деревянные поплавки, имевшие ниши, в которые устанавливались колеса, позволявшие использовать машину с земли. Нижний пояс ферм крепился не к полозам шасси, а к нижнему крылу.
  
  
  
  
ЛЕТНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
  
   G.3A2 G.3B2 G.3 амфибия
   1911 г. 1914г.
  Размах, м 13,40/7,65 13,40/7,65 12,75/9,00
  Длина, м 7,30 7,27 8,10
  Площадь крыла, кв.м 27,00 28,2 31,0
  Сухой вес, кг 445 447 450
  Взлетный вес, кг 710 735 700
  Двигатели: "Рон"
   число х мощность, л. с. 80
  Скорость максимальная, км/ч 110 115 105
  Время набора высоты, м/мин 2000/20
  Дальность полета, км 340 340 300
  Потолок, м 3100 3500 2500
  Экипаж, чел. 2 2 2
  Вооружение 1 пулемет 1 пулемет -
   100кг бомб


В.Шавров История конструкций самолетов в СССР до 1938 г.


"Кодрон" одномоторный 1914 г. (G-3, "Однокодрон") - ферменный двухстоечный биплан с двухместной гондолой (сиденья одно за другим). Двигатель -"Гном", с 1916 г. -"Рон" в 80 л. с. Шасси - фармановского типа, нижние пояса ферм шли почти по земле. Вооружения не было, обзор был плох, но самолет был легок и очень хорошо набирал высоту. Было около 20 импортных экземпляров.

Амфибия "Кодрон" по схеме и конструкции аналогична сухопутному одномоторному самолету "Кодрон", но на двух поплавках, причем колеса проходили сквозь поплавки в специальных гнездах и не имели механизма подъема и выпуска. Было два экземпляра на Черном море.


Самолет||<Кодрон> G-3/Амфибия <Кодрон>
Год выпуска||1914/1914
Двигатель , марка||<Гном>/<Гном>
   мощность, л. с.||80/80
Длина самолета, м||6,8/8,1
Размах крыла, м||13,2/12,75(9,0)
Площадь крыла, м2||28,2/31
Масса пустого, кг||447/450
Масса топлива+ масла, кг||115/70
Масса полной нагрузки, кг||288/250
Полетная масса, кг||735/700
Удельная нагрузка на крыло, кг/м2||26/22,6
Удельная нагрузка на мощность, кг/лс||9,2/8,8
Весовая отдача,%||39/36
Скорость максимальная у земли, км/ч||115/105
Время набора высоты||
   1000м, мин||8/15
   2000м, мин||20/40
Потолок практический, м||3500/2500
Продолжительность полета, ч.||3/?


L.Opdyke French Aeroplanes Before the Great War (Schiffer)


Deleted by request of (c)Schiffer Publishing


M.Goodall, A.Tagg British Aircraft before the Great War (Schiffer)


Deleted by request of (c)Schiffer Publishing


O.Thetford British Naval Aircraft since 1912 (Putnam)


CAUDRON G.3

  The RNAS used 140 of these aeroplanes. mostly for training purposes at Vendome in France. The G.3 was the single-engined forerunner of the G.4 and earlier G.2s (Nos.40, 55, 56 and 57) were in service as seaplanes with coastal air stations prior to 1914. No.55, an amphibian, was embarked in HMS Hermes at Great Yarmouth in July 1913 and operated from the forward flying-off deck. The pre-war Caudrons had an 80 hp or 100 hp Gnome engine. Some G.3s. like No.3066 illustrated, mounted the 100hp Anzani engine. Loaded weight, 1.619 lb. Maximum speed, 70 mph. Climb, 20 min to 6.500 ft. Service ceiling. 10.000 ft. Span, 43 ft 5 in. Length, 22 ft 6 in.


Журнал Flight


Flight, February 8, 1913.

FOREIGN AVIATION NEWS.

Caudrons for China.

  A DOZEN Caudron biplanes of the latest type have been ordered by the Chinese Government, some to be fitted with 50 h.p. and some with 80-h.p. engines. Obre has gone to China, where he will assist Lieut. Bon, of the French colonial forces, in organising an aviation centre at Pekin.


Flight, December 13, 1913.

THE STANDS AT THE PARIS AERO SHOW.

CAUDRON.

  On the stand adjoining that of the Deperdussin, Caudron Brothers are showing two machines, one for work overland and the other a hydro-aeroplane. The land machine differs in constructional details only from those already known to our readers through illustrated descriptions in the columns of FLIGHT. The hydro-aeroplane is of the "pusher" type, and has a nacelle of somewhat different shape from those usually fitted. The floats are similar to those fitted on the tractor type of machine, the chassis possessing wheels as well as floats, so that the machine is really amphibious.


Flight, December 20, 1913.

THE PARIS AERO SALON - 1913.

CAUDRON

<...>
  The other machine exhibited is a military two-seater land machine. It is driven by an 80 h.p. Gnome engine, mounted on the front of the usual type of Caudron fuselage. In the rear portion of the fuselage are the pilot's and passenger's seats, the pilot occupying the rear seat. The controls are as usual, consisting of a single lever for the warp and the elevator, and a foot-bar for the rudder. The chassis is of the familiar type, with the skids extended backwards to form the lower tail-booms. This machine is similar in every way to those now in use in this country, but one notices that all the strut sockets are now made of steel instead of aluminium as on earlier machines. This, we think, must be considered a distinct improvement as steel sockets are very much stronger, weight for weight, than aluminium sockets.


Flight, May 22, 1914.

THE AERIAL DERBY.

THE PILOTS AND HOW TO RECOGNISE THE MACHINES.

No. 3. The 60 h.p. Caudron Biplane
  is somewhat similar to machine No. 1, but may be identified by means of its nacelle which is differently shaped from that of the above-mentioned machine.

THE MACHINES AND HOW TO RECOGNISE THEM.

No. 3. The 60 h.p. Caudron Biplane is similar in its general arrangement to the Statax engined Caudron, with the exception that it has a standard type nacelle. The engine, a 60 h.p. Gnome, is partly enclosed in the usual way by an aluminium shield.


Flight, July 17, 1914.

EDDIES.

  I HEAR very good accounts of the work done with the fleet of Caudron biplanes which were sent out to China some time ago. They are daily putting in a great amount of useful flying, and have fully justified the Chinese Government in selecting this type of machine on account of the ease with which they are mastered by pupils and their suitability for landing on the roughest ground, in addition to the other excellent qualities possessed by the products of the Caudron brothers. The accompanying photographs showing Pekin and Tientsin from above were taken by Mr. Rene Caudron, who, thanks to the stability of his mount, was able to let go of the control lever for considerable periods, in order to secure the snap-shots.


Flight, October 22, 1915.

CONSTRUCTIONAL DETAILS.-VII.

<...>
  Another form of double skid undercarriage is shown in the sketch illustrating the Caudron chassis. Here, as in the Farmans, the skids are supported on struts running up to the lower wing, but the skids are extended right back to the tail, and form, in fact, the lower booms of the outrigger carrying the tail planes. An excellent retarding effect when landing is one of the immediate results obtained by these long skids, and the Caudrons probably pull up more quickly than any other machine of similar weight and area.
<...>


Flight, August 28, 1919.

THE E.L.T.A. SHOW

The French Section

  At the time of writing, the aircraft industry of our gallant ally France is represented by two machines only, a very ancient type of Caudron, and a military type Breguet, of the type used so extensively during the War. It is somewhat of a disappointment that French aviation is not more fully represented, and we trust that before the exhibition closes this will be remedied.

THE MESSAGERIES AERIENNES
  which is a combine of the French firms of Bleriot, Breguet, Caudron and Morane, show two machines. One of these is a type G 3 Caudron which will be well known to all our readers. It has a le Rhone engine of 80 h.p., and is characterised by the usual short nacelle and open tail booms associated with the Caudron machines. It might be pointed out that it was on a similar machine that Poulet established a duration record of 16 hrs. 28 mins. in May, 1914. It has also been used very extensively for training purposes, and many of the French "Aces" have got their ticket on machines of this type. Incidentally this type of machine was, we believe, the first biplane to loop the loop, which it first did piloted by Chanteloup on September 17, 1913. The type, although many may be inclined to smile at it in these days, has therefore a long and honourable career behind it, and for landing on or starting from difficult ground it is probably unexcelled by any other machine. For instance, it may be recollected that it was on a machine of this type that the late Jules Vedrines landed on the roof of the Galleries Lafayette. Another similar machine is busy carrying passengers from the E.L.T.A. aerodrome.
<...>

В.Кондратьев - Самолеты первой мировой войны
Caudron G.3, ВВС Франции, 1915г.
А.Шепс - Самолеты Первой мировой войны. Страны Антанты
Разведчик/бомбардировщик/учебный самолет Кодрон G.3 военной авиации Китая (1914г.)
А.Шепс - Самолеты Первой мировой войны. Страны Антанты
Разведчик/легкий бомбардировщик Кодрон G.3 A2 (1915г.)
А.Шепс - Самолеты Первой мировой войны. Страны Антанты
Учебный самолет Кодрон G.3 A2 ВВС Франции (1916г.)
А.Шепс - Самолеты Первой мировой войны. Страны Антанты
Учебный самолет Кодрон G.3 RFC (1916г.)
А.Шепс - Самолеты Первой мировой войны. Страны Антанты
Поплавковый разведчик-амфибия Кодрон G.3
L.Opdyke - French Aeroplanes Before the Great War /Schiffer/
Chanteloup's single-seater Type F.
Журнал - Flight за 1914 г.
Chanteloup, the first aviator to loop the loop on a biplane in England, just about to mount his Caudron machine at Hendon on Friday last week.
Журнал - Flight за 1914 г.
Chanteloup descending on his Caudron biplane after carrying out his extraordinary loopings at Hendon on Friday.
L.Opdyke - French Aeroplanes Before the Great War /Schiffer/
One of the Caudron Gs sold to China, fitted only with wheels.
Журнал - Flight за 1913 г.
The latest Caudron Biplane, twelve of which have been ordered by the Chinese Government. It will be noticed that a cowl is now fitted over the engine, while the rudders are slightly different in shape. With 50-h.p. Gnome and 4 1/2 hours' supply of fuel and oil, the machine climbs 500 metres in 5 mins., and a speed of 100 k.p.h. is guaranteed. The dimensions are: Span, top plane, 9.80 metres; bottom plane, 5.70 metres; length, 6.90 metres.
Журнал - Flight за 1914 г.
The 60 h.p Caudron biplane (No. 3).
M.Goodall, A.Tagg - British Aircraft before the Great War /Schiffer/
British Caudron biplane Type G3 used by the RFC. This is A1893.
Журнал - Flight за 1914 г.
A QUICK-RISING COMPETITION AT THE RECENT VIENNA MEETING. - Our photograph shows Poulet, on an 80 h.p. Caudron biplane, winning the contest by clearing a wire 10 metres high, starting 30 metres away, giving a climbing angle of 1 in 3.
Журнал - Flight за 1914 г.
The "Temple of Heaven," Pekin, China. A photograph by Rene Caudron from a Military 80 h.p. Caudron biplane.
Журнал - Flight за 1915 г.
From Above. - Pekin, taken from one of the twenty Caudron biplanes of the Chinese Aviation Corps purchased before the present war. China is now securing further aeroplanes from the United States. - (By courtesy of Flying, U.S.A.)
Журнал - Flight за 1914 г.
The French quarter of Tien-Tsin, China. A photograph taken by Rene Caudron from a Military 80 h.p. Caudron biplane.
Журнал - Flight за 1919 г.
Four views of Alloa, where the British Caudron Co. have their factory and aerodrome, taken by Rene Desoutter from a G.3 Caudron (inset).
Журнал - Flight за 1919 г.
Vedrines' feat of landing on the roof of the Galeries Lafayette in the Boulevard Hausmann, Paris. The 80 h.p. Caudron as seen from the street.
Журнал - Flight за 1919 г.
Vedrines' 80 h.p. Caudron on the roof of the Galeries Lafayette, after it had been secured at the corner of the roof so as to be visible from the street. Note the sandbag protection against Hun bombers.
Журнал - Flight за 1913 г.
Chassis and fuselage of the Caudron military biplane.
Журнал - Flight за 1913 г.
The Caudron stand at the Paris Salon.
Журнал - Flight за 1914 г.
Pilot: Mr. M. Zubiaga.
В.Кондратьев - Самолеты первой мировой войны
Один из ранних "Кодронов"G.З с шестицилиндровым двигателем "Анзани".
В.Шавров - История конструкций самолетов в СССР до 1938 г.
"Кодрон" G-3
L.Opdyke - French Aeroplanes Before the Great War /Schiffer/
The Caudron G-3 of May 1914.
H.Cowin - Aviation Pioneers /Osprey/
Initially deployed as a reconnaissance type in late 1914, the two-seat Caudron G III's lack of speed and effective defence soon saw its withdrawal from front-line use in other than the Balkan and Russian theatres of operation. However, as with the Avro 504, the G III was to make its mark as a trainer, where it served with the French, both the RFC and RNAS, plus the US Army Air Service. Fitted with various engines in the 80hp to 100hp range, the twin 80hp Le Rhone powered French machine, seen here, had a top speed of 82mph at 6.560 feet, a ceiling of 14,000 feet and could stay aloft for up to 4 hours.
Jane's All The World Aircraft 1919 /Jane's/
The G3 Type Caudron, with 100 h.p. Anzani engine, widely used for reconnaissance and training from 1914.
O.Thetford - British Naval Aircraft since 1912 /Putnam/
Форум - Breguet's Aircraft Challenge /WWW/
A Caudron G. 3 built by the British Caudron Co., one of a number powered by a 70hp Renault engine.
В.Обухович, А.Никифоров - Самолеты Первой Мировой войны
Jane's All The World Aircraft 1919 /Jane's/
Snapshot at Chinese Aerodrome near Peking.
Журнал - Flight за 1913 г.
WITH THE ROAR OF 80-H.P. - Lieut. Malone carries a passenger on a Caudron at Hendon Aerodrome. From sketch by Roderic Hill.
Журнал - Flight за 1915 г.
Various types of double skid undercarriages.
Журнал - Flight за 1916 г.
Various engine mountings and housings.
В.Кондратьев - Самолеты первой мировой войны
Caudron G.3