Самолеты (сортировка по:)
Страна Конструктор Название Год Фото Текст

Morane-Saulnier Type LA / P / Моран-4 / Морчет

Страна: Франция

Год: 1915

Фронтовой самолет

Morane-Saulnier - TRK - 1915 - Франция<– –>Morane-Saulnier - AC (MS-23) - 1916 - Франция


В.Кондратьев Самолеты первой мировой войны


МОРАН-СОЛНЬЕ P "МОРЧЕТ" / MORANE-SAULNIER P

   Развитие типа "Морана-парасоля" с более мощным мотором, увеличенными размерами, усиленной конструкцией и рядом аэродинамических усовершенствований. Изменено вертикальное оперение, установлен кок винта, фюзеляжу придана более обтекаемая многогранная форма. Крылья с элеронами. Самолет спроектирован в 1915 году, в 1916 запущен в серию. Построено 565 экземпляров.
   В 1916-1917 годах "Моран Р" применялся французскими ВВС в качестве разведчика на западном фронте совместно с "Парасолями" ранних модификаций. Он заметно опережал своих предшественников по основным летным данным, но был более капризен, строг в пилотировании и не завоевал симпатии летчиков. Ни одной французской эскадрильи не было целиком оснащено "Моранами Р", хотя во многих подразделениях летало по нескольку аэропланов этого типа. В 1916 году 142 машины передано англичанам. 2 дивизиона британских "Моранов" принимали участие в сражении на Сомме.
   Несколько экземпляров (предположительно, не более 10) поступило в Россию. Здесь их называли "Моран четвертый" или сокращенно - "Морчет". На русско-германском фронте "Морчеты" недолго применялись, в частности 19-м корпусным авиаотрядом и первой боевой авиагруппой Казакова. В казаковской авиагруппе эти машины поначалу считались двухместными истребителями, но к весне 1917-го их сменили одноместные "Ньюпоры" и "Спады".
  

ДВИГАТЕЛЬ
  
   "Рон", 110 или 120 л.с.
  
  
ВООРУЖЕНИЕ
  
   Первоначально 1 шкворневый (позднее - турельный) "Льюис" в задней кабине, затем стали дополнительно устанавливать 1 синхронный "Виккерс". На российские "Морчеты" ставили также пулеметы "Кольт" или "Мадсен".
  


А.Шепс Самолеты Первой мировой войны. Страны Антанты


Моран-Сольнье тип P 1916 г.

   Этот двухместный разведчик стал развитием самолетов типа L. Как и Моран тип M, машина имела монококовый фюзеляж деревянной конструкции, более мощный двигатель "Рон" (120 или 110 л. с.). В отличие от типа M двухлонжеронное крыло оборудовалось элеронами. Машина вооружалась синхронным пулеметом "Виккерс". Самолет был строг в пилотировании и не прощал ошибок. Это было вызвано тем, что попытка улучшить летные данные самолета только заменой двигателя на более мощный и улучшением аэродинамики не учитывала центровку самолета, эффективность управления и т. д.
   Только учитывая все эти факторы, фирма смогла создать после войны неплохой самолет этой схемы MS.35.
  
  
ЛЕТНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
Моран тип P 1915г.
  
   Размах, м 11,2
   Длина, м 7,2
   Площадь крыла, кв.м 18,0
   Сухой вес, кг 433
   Взлетный вес, кг 733
   Двигатель "Рон"
   мощность, л.с. 120
   Скорость максимальная, км/ч 163
   Время набора высоты, м/мин. 2000/7,5
   Дальность полета, км 500
   Потолок, м 4800
   Экипаж, чел 2
   Вооружение 2 пулемета


В.Шавров История конструкций самолетов в СССР до 1938 г.


"Моран-парасоль Р" ( "Моран четвертый" , "Морчет" ) был развитием предыдущего с двигателем "Рон" в 110 л. с., потом в 120 л. с., с элеронами взамен перекашивания и с округленным многогранным фюзеляжем с продольными рейками под полотняной обтяжкой. Несмотря на значительно возросшие показатели, самолет потерял всю приятность, свойственную типу L, был строг в пилотировании. Летчики его не любили. Серийно он в России не строился. Был в нескольких французских экземплярах.


Самолет||
Год выпуска||1915
Двигатель , марка||
   мощность, л. с.||110
Длина самолета, м||7,2
Размах крыла, м||11,2
Площадь крыла, м2||18
Масса пустого, кг||433
Масса топлива+ масла, кг||95+33
Масса полной нагрузки, кг||280
Полетная масса, кг||733
Удельная нагрузка на крыло, кг/м2||40,7
Удельная нагрузка на мощность, кг/лс||6,7
Весовая отдача,%||37
Скорость максимальная у земли, км/ч||163
Время набора высоты||
   1000м, мин||3,5
   2000м, мин||7,5
   3000м, мин||12
Потолок практический, м||4800
Продолжительность полета, ч.||3,5


G.Swanborough, P.Bowers United States Military Aircraft Since 1909 (Putnam)


MORANE-SAULNIER MS-12 ROLEUR

   While most A.E.F. pilots were trained in the conventional American and British way on dual-control two-seaters, some were started out with a modified form of the French “grass-cutting" technique. For this purpose, the Army bought 138 two-seat Morane-Saulnier MS-12s powered with either 50-h.p. Gnome rotary engines or Anzani radials. MS-12s were used for dual instruction and differed from the Baby Bleriots used by the French in being fitted with ailerons.


Jane's All The World Aircraft 1919


The 1916 Model Parasol (Type P) has a Le Rhone engine of 110 h.p. It has been largely used by both the French and British Armies in 1916-17. It resembles the 1915 Type LA reconnaissance and fighting parasol but is marginally larger, also retaining LA-type aileron control instead of the earlier L's warping control
   The speed is about 156 kms (97 miles) per hour
   The surface is 18 sq. metres.
   Weight loaded 731 kg.
   The tanks contain 102 litres of petrol and 20 litres of oil. Suitable for about 2 3/4 hours' flying.
   The type is chiefly used in the French Army for short reconnaissance and artillery observation. It carries one fixed Vickers and one free firing Lewis gun.


W.Green, G.Swanborough The Complete Book of Fighters


MORANE-SAULNIER TYPE P (MoS 21) France

   During the summer of 1916, Morane-Saulnier produced two different single-seat fighter versions of the Type P reconnaissance two-seat parasol monoplane. Both were powered by the 110 hp Le Rhone 9J nine-cylinder rotary, but whereas the first single-seater was a simple conversion retaining the forward cockpit of the two-seater and carrying a single synchronised 7,7-mm Vickers gun, the second version featured a lower-mounted wing, an armament of twin synchronised 7,7-mm guns and an aft-positioned cockpit. Allegedly the first Allied twin-gun fighter, the latter was 183 lb (83 kg) heavier than the former in loaded condition and 5.6 mph (9 km/h) slower at sea level, recorded performance figures proving inferior to those of the two-seat Type P. Two prototypes of the initial version and at least one prototype of the two-gun version were evaluated by the Aviation Militaire, but neither was adopted for series production and the single-seat Type P was officially abandoned in December 1916. The following data relate to the two-gun version.

Max speed, 97 mph (156 km/h) at sea level.
Time to 6,560 ft (2 000 m), 8.67 min.
Endurance, 2.5 hrs.
Empty weight, 955 lb (433 kg).
Loaded weight, 1,528 lb (693 kg).
Span, 36 ft 9 in (11,20 m).
Length, 23 ft 7 1/2 in (7,20 m).
Height, 10 ft 8 3/4 in (3,27 m).

А.Шепс - Самолеты Первой мировой войны. Страны Антанты
Истребитель/разведчик Моран-Солнье тип P французских ВВС (1915г.)
В.Кондратьев - Самолеты первой мировой войны
Morane-Saulnier P, 19-й корпусной авиаотряд ВВС России, 1917г.
В.Кондратьев - Самолеты первой мировой войны
Русские "Морчеты" французской постройки без вооружения.
В.Шавров - История конструкций самолетов в СССР до 1938 г.
"Моран-парасоль Р"
H.Cowin - Aviation Pioneers /Osprey/
The Morane-Saulnier Type P two seat reconnaissance machine was a derivative of the their Type LA. Initially deployed operationally in mid-1916, the Type P was produced with a choice of 80hp Le Rhone, with the French military designation Type XXI, or with a 110hp Le Rhone, when it became the Type XXVI. Seen here is a French operated Type XXVI that had a top level speed of 97mph at 6,560 feet, along with a ceiling of 12.000 feet. Armament comprised a fixed, forward firing gun for the pilot, together with a flexibly mounted gun for the observer. Operated in some numbers by the French military, a much smaller quantity were operated by RFC squadrons well into 1917, with at least 565 Type Ps known to have been produced.
G.Swanborough, P.Bowers - United States Military Aircraft since 1909 /Putnam/
Morane 12R2
H.Nowarra, G.Duval - Russian Civil and Military Aircraft 1884-1969
Russian trainer of 1918, at the Samara Flying School. More purposeful and efficient is the Morane-Saulnier LA, previously in front-line service but now relegated to the role of fighter trainer for advanced pupils.
В.Кондратьев - Самолеты первой мировой войны
Jane's All The World Aircraft 1919 /Jane's/
Three-quarter Front View of the Type P. Morane-Saulnier "Parasol".
W.Green, G.Swanborough - The Complete Book of Fighters
The second fighter version of the Type P introduced twin-gun armament.
Jane's All The World Aircraft 1919 /Jane's/
Модификация "Р" выглядела гораздо изящнее предшественников. На ее основе после войны выпускался учебный вариант самолета / Three-quarter Rear View of the Type P. Morane-Saulnier "Parasol". Note the ailerons: unusual in a monoplane.
K.Delve - World War One in the Air /Crowood/
The Morane-Saulnier 'parasol' series ot monoplanes saw extensive use with the French and British. Here is a line-up ol mixed types - probably L and LAs - with 3 Squadron RFC in 1915. Their main tasks remained those of reconnaissance, including photography and artillery spotting.
W.Green, G.Swanborough - The Complete Book of Fighters
The second fighter version of the Type P introduced twin-gun armament.
В.Кондратьев - Самолеты первой мировой войны
Morane-Saulnier P