burger-menu
Поиск по сайту:
airplane photo

Страна: Великобритания

Год: 1918

Two-seat day bomber

В.Кондратьев Самолеты первой мировой войны

ДЕ ХЭВИЛЛЕНД DH.9A / DE HAVILLAND DH.9A

   Первый опыт боевого применения DH.9 показал, что самолет не оправдал возлагавшихся на него ожиданий. В конце 1917 года было принято решение модернизировать машину путем установки новейшего американского 400-сильного двигателя "Либерти", наиболее мощного из всех, какими на тот момент располагали западные союзники. Так появился DH.9A, признанный лучшим английским фронтовым самолетом первой мировой войны. Повышение энерговооруженности позволило улучшить летные данные и вдвое увеличить бомбовую нагрузку. По этому показателю DH.9A лишь ненамного уступал большинству легких бомбардировщиков начала второй мировой!
   Переоборудование машины выполнили специалисты фирмы Уэстланд Эркрафт. Кроме нового мотора они установили крылья увеличенного размаха и хорды, деревянные раскосы в каркасе фюзеляжа заменили стальными расчалками и вместо ненадежного выдвижного радиатора поставили лобовой радиатор "автомобильного типа" с регулируемой решеткой жалюзи.
   DH.9A получил хорошие отзывы военных, однако дискуссии о непомерно высокой цене американских моторов надолго задержали начало серийного выпуска. В результате первые 18 машин вышли из заводских цехов лишь в июле 1918-го. В августе новыми "Де Хэвиллендами" вооружили два дивизиона "Независимых воздушных сил", а до окончания боевых действий их получили еще 4 английских и 1 американский дивизион западного фронта.
   Самолет не успел сыграть заметной роли в первой мировой войне. Большинство из 6300 экземпляров машины было сдано уже после подписания перемирия. Около 4000 из них под обозначением USD-9A построено в США. Сборку DH.9A вели 10 английских и 13 американских предприятий. Он состоял на вооружении Великобритании и США до конца 20-х годов.
   В 1919 году неустановленное пока количество DH.9A, наряду с более ранними модификациями "Де Хэвиллендов", получили деникинские "Вооруженные силы юга России". Об их применении в гражданской войне почти ничего не известно, кроме того, что в конце концов несколько машин попало в руки красных.
   В 1923-1931 гг. в СССР на заводах ГАЗ №1 им. ОДВФ и №10 выпущено более 2800 разведчиков Р-1, скопированных с DH.9A. До середины тридцатых годов этот самолет был самым массовым в советских ВВС.


ДВИГАТЕЛЬ

   "Либерти-12", 12-цилиндровый, V-образный, водяного охлаждения, 400 л.с.


ВООРУЖЕНИЕ

   1 синхр. "Виккерс", 2 турельных "Льюиса", 410 кг бомб.


ЛЕТНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
(D.Н.9а 1918г.)

   Размах, м 14,00
   Длина, м 9,22
   Высота, м 3,45
   Площадь крыла, кв.м 46,10
   Сухой вес, кг 1280
   Взлетный вес, кг 2120
   Двигатель: "Либерти"
   мощность, л. с. 400
   Скорость максимальная, км/ч 193
   Время набора высоты, м/мин 2000/10
   Дальность полета, км 750
   Потолок, м 4710
   Экипаж, чел. 2
   Вооружение 3 пулемета
   410 кг бомб

Показать полностью

Описание:

  • В.Кондратьев Самолеты первой мировой войны
  • A.Jackson De Havilland Aircraft since 1909 (Putnam)
  • F.Manson British Bomber Since 1914 (Putnam)
  • P.Lewis British Bomber since 1914 (Putnam)
  • J.Bruce British Aeroplanes 1914-1918 (Putnam)
  • O.Thetford Aircraft of the Royal Air Force since 1918 (Putnam)
  • H.King Armament of British Aircraft (Putnam)
  • K.Wixey Parnall Aircraft Since 1914 (Putnam)
  • G.Swanborough, P.Bowers United States Military Aircraft Since 1909 (Putnam)
  • G.Swanborough, P.Bowers United States Navy Aircraft Since 1911 (Putnam)
  • L.Andersson Soviet Aircraft and Aviation 1917-1941 (Putnam)
  • A.Jackson British Civil Aircraft since 1919 vol.1 (Putnam)
  • Журнал Flight
  • ПОЛИКАРПОВ Р-1
  • P.Jarrett, K.Munson - Biplane to Monoplane: Aircraft Development, 1919-39 /Putnam/

    RAF aircraft serving in the Middle East in the 1920s were provided with an aerial mast which could be erected in the event of a forced landing in hostile territory, to enable the crew to summon assistance. This Airco DH.9A of No 8 Squadron, piloted by Sergeant Beaumont, came down at Al Maleppo on the French Assyrian border in 1926, and was recovered to fly again.