burger-menu
Поиск по сайту:
airplane photo

Страна: Великобритания

Год: 1916

Истребитель

Варианты

В.Кондратьев Самолеты первой мировой войны

Бристоль F.2A/F.2B "Файтер" / Bristol F.2A/F.2B Fighter

   Двухстоечный биплан цельнодеревянной конструкции с полотняной обшивкой. Спроектирован главным конструктором фирмы "Бристоль" Фрэнком Бэрнуэллом при участии авиаконструктора румынского происхождения Анри Коанда.
   Двухместный аэроплан для воздушного боя под индексом F.2A и названием "Файтер" - "боец" (позже это слово приобрело в английском языке значение "самолет-истребитель") был создан в 1916 году на базе проекта разведчика R.2A/2B.
   Летом и осенью 1916-го построены два прототипа F.2A, первый из которых был оснащен двухрядным двигателем жидкостного охлаждения Роллс-Ройс "Фолкон" в 190 л.с., а второй - аналогичным 150-сильным мотором "Испано-Сюиза".
   Экземпляр с "Фолконом" впервые поднялся в воздух 9 сентября и в том же месяце запущен в серийное производство. Построено 50 экземпляров. В декабре сформирован первый дивизион "файтеров", а в марте он прибыл на Западный фронт.
   Самолет заслужил хорошие рекомендации, и в июле военное министерство заказало еще 800 экземпляров машины в модификации F.2B, отличавшейся увеличенным размахом стабилизатора и улучшенным обзором из передней кабины. Первые 150 из них оснащались двигателями "Фолкон I", следующие 50 -"Фолконом II" в 220 л.с., а остальные - 275-сильным "Фолконом III".
   С этим мотором самолет обладал великолепными летными характеристиками, став лучшим двухместным истребителем Первой мировой войны. Высокая скорость и хорошая маневренность позволяли ему на равных вести бои с одноместными истребителями, а наличие хвостовой огневой точки давало дополнительное преимущество. Кроме того, "Файтер" отличался большой прочностью конструкции планера. Предельно допустимая скорость пикирования достигала 390 км/ч - рекордный показатель для самолетов того времени.
   С осени 1917-го до весны следующего года англичане перевооружили "Файтерами" шесть истребительно-разведывательных дивизионов Западного фронта. Кроме того, F.2B воевали в Палестине, Италии и состояли на вооружении пяти дивизионов ПВО.
   Объем заказов Королевских ВВС на Бристоль "Файтер" непрерывно нарастал, достигнув в общем счете 5000 экземпляров. Из них за время войны успели построить 3301 самолет, еще 378 сдали в послевоенный период. В связи с окончанием боевых действий остальные заказы аннулировали.
   В связи с нехваткой "Фолконов" некоторые серийные машины были оснащены 200-сильными моторами Санбим "Араб" и отличались более низкими летными данными.
   К концу 1918 года в RAF числилось свыше 2000 "Файтеров". Несмотря на послевоенные сокращения и обновления авиапарка, эти машины состояли на вооружении до 1932 года, что является своеобразным рекордом для боевого самолета, созданного в годы Первой мировой войны.
   В 1918 году 50 "Файтеров" англичане отправили в США. Американская фирма "Кертисс" начала лицензионный выпуск машины под индексом O-1, оснастив ее местным 400-сильным мотором "Либерти". Но этот мотор оказался слишком громоздким и тяжелым для "Файтера". В итоге построили всего 27 экземпляров O-1. На фронт они не попали.
   В 1920-м Польша получила от англичан в рамках военной помощи 120 F.2B. Эти машины использовались на заключительном этапе польско-советской войны. Кроме того, 40 экземпляров истребителя продано Бельгии и еще по несколько штук закупили Испания, Новая Зеландия, Австралия, Мексика и Китай.


МОДИФИКАЦИИ

   F.2A - двигатель Роллс-Ройс "Фолкон I" мощностью 190 л. с. Вооружение - 1 синхронный "Виккерс" и 1 турельный "Льюис" в задней кабине. Построено 50 экземпляров.
   F.2B - двигатель Роллс-Ройс "Фолкон I", "Фолкон II" (220 л.с), "Фолкон III" (275 л.с.) или Санбим "Араб" (200 л.с). Вооружение - 1 синхронный "Виккерс" и спарка "Льюисов" на турели "Скэрф" в кабине летнаба, до 130 кг. бомб. Построено 3629 экземпляров.


ЛЕТНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
(с двигателем "Фолкон"III)

   Размах, м 11,96
   Длина, м 7,87
   Высота 2,97
   Площадь крыла, кв.м 37,68
   Сухой вес, кг 877
   Взлетный вес, кг 1261
   Двигатель: Роллс-Ройс "Фалкон" III
   мощность, л. с. 275
   Скорость максимальная, км/ч 192
   Скорость подъема на высоту
   2000 м, мин.сек 6,30
   Дальность полета, км 480
   Потолок, м 6100
   Экипаж, чел. 2

Показать полностью

Описание:

  • В.Кондратьев Самолеты первой мировой войны
  • А.Шепс Самолеты Первой мировой войны. Страны Антанты
  • В.Шавров История конструкций самолетов в СССР до 1938 г.
  • C.Barnes Bristol Aircraft since 1910 (Putnam)
  • O.Tapper Armstrong Whitworth Aircraft since 1913 (Putnam)
  • P.Bowers Curtiss Aircraft 1907-1947 (Putnam)
  • O.Thetford Aircraft of the Royal Air Force since 1918 (Putnam)
  • L.Andersson Soviet Aircraft and Aviation 1917-1941 (Putnam)
  • H.King Armament of British Aircraft (Putnam)
  • P.Lewis The British Fighter since 1912 (Putnam)
  • F.Mason The British Fighter since 1912 (Putnam)
  • W.Green, G.Swanborough The Complete Book of Fighters
  • J.Bruce British Aeroplanes 1914-1918 (Putnam)
  • E.Hauke, W.Schroeder, B.Totschinger Die Flugzeuge der k.u.k. Luftfahrtruppe und Seeflieger 1914-1918
  • A.Jackson British Civil Aircraft since 1919 vol.1 (Putnam)
  • Журнал Flight
  • J.Bruce - British Aeroplanes 1914-1918 /Putnam/

    Prototype Bristol F.2A, serial number A.3303, with original radiator installation.
    The development of the much-loved two-seat Bristol F 2B fighter, or 'Brisfit' for short, commenced during March 1916 around a 120hp Beardmore. Clearly, with this engine, the design was in serious danger of being underpowered and in July 1916, Bristol's Frank Barnwell was delighted to be offered the use of both the 150hp Hispano-Suiza and the 190hp Rolls-Royce Falcon to be fitted in his two Bristol F 2A prototypes for comparative testing. The first of these, serial no A 3303, seen here in its unfamiliar initial form, was fitted with the Rolls-Royce engine and first flew on 9 September 1916. By now, because of the unavailability of the Hispano-Suiza unit, it had already been decided to order 50 Falcon-powered production F 2As, delivery of which commenced on 20 December 1916. Even before this contract was completed a further 200 of the improved F 2B version were ordered, deliveries of which started on 13 April 1917. In the interim, No 48 Squadron, RFC, had been formed with F 2As, the unit going into action against the Albatros D IIIs of Manfred von Ricthofen's Jasta 11 on 5 April 1917. Using their F 2As quite inappropriately as gun platforms for their observers, No 48 Squadron took a mauling with the loss of four F 2As. Indeed, more losses were to follow during most of April until No 48's pilots realised the best way to fight with a 'Brisfit' was to use it as a single seater. From this point, the fortunes of the 'Brisfit' became legendary. No 11 Squadron, the first unit to form with F 2Bs, had one crew that downed 30 enemy aircraft between June 1917 and January 1918. By July 1917, it had been decided to standardise around the F 2B for all RFC fighter reconnaissance and corps reconnaissance squadrons. When equipped with the 275hp Rolls-Royce Falcon III, the top level speed of the F 2B was 125mph at sea level, the machine having a ceiling of 20.000 feet. The F 2B's armament comprised a single fixed Vickers gun for the pilot, along with one or two flexibly mounted Lewis guns for the observer. Besides this, the F 2B could carry an up to 240lb bomb load. Of the 5,250 F 2Bs ordered at the time of the Armistice, some 3.101 had been completed by the end of 1918. The F 2B also engendered interest in America, with a 300hp Hispano-Suiza powered version being proposed, but due to the inappropriate installation of a 400hp Liberty at the Curtiss plant, followed by the machine crashing, US interest waned until McCook Field demonstrated where the trouble lay, leading to the post-war production of 40 Hispano-Suiza-powered Dayton Wright-built F 2Bs.

  • C.Barnes - Bristol Aircraft since 1910 /Putnam/

    First prototype F.2A A3303 with original side radiators at Filton in September 1916.

  • Сайт - Pilots-and-planes /WWW/

    The prototype Bristol F.2A Fighter (A3303) on the landing ground at the Central Flying School at Upavon during September of 1916

  • F.Mason - The British Fighter since 1912 /Putnam/

    The first Bristol F.2A prototype, A3303, at about the time of its first flight on 9 September 1916, powered by a 190hp Rolls-Royce Falcon I with vertical radiators on the sides of the nose. This aircraft featured wing-root endplates and wingtips reminiscent of the B.E.2, of which Bristol had produced so many.

  • J.Bruce - British Aeroplanes 1914-1918 /Putnam/

    Prototype Bristol F.2A, A.3303, with nose radiator. Note the shape of the wing-tips and the end-plates on the lower wing roots.

  • Сайт - Pilots-and-planes /WWW/

    The F.2A prototype (A3303) is prepared for take off at Orfordness

  • Сайт - Pilots-and-planes /WWW/

    A3303 on the grass at Upavon after it was modified with the round radiator and deeper cowling. At this time the aircraft had no gun mounting in the observer's cockpit

  • C.Barnes - Bristol Aircraft since 1910 /Putnam/

    A3303 at Upavon with nose radiator fitted and lower wing-root end-plates removed.

  • Сайт - Pilots-and-planes /WWW/

    The first F.2A prototype (A3303) at the experimental armament center at Orfordness

  • Сайт - Pilots-and-planes /WWW/

    The second F.2A prototype at Filton in December of 1916

  • J.Bruce - British Aeroplanes 1914-1918 /Putnam/

    Second prototype F.2A, A.3304, with fuselage modified to F.2B standard. The upper longerons slope downwards from the observer’s cockpit, the lower centre-section has been covered, and the end-plates have been removed from the lower wing roots.

  • J.Bruce - British Aeroplanes 1914-1918 /Putnam/

    Second prototype F.2A, serial number A.3304, with Hispano-Suiza engine and tail-skid built into base of rudder.

  • W.Green, G.Swanborough - The Complete Book of Fighters

    Second prototype of the Bristol F.2A which was powered by a 150 hp Hispano Suiza engine, only 50 aircraft of this type being built.

  • C.Barnes - Bristol Aircraft since 1910 /Putnam/

    Second F.2A A3304 at Filton in December 1916, with longerons and lower centre section modified to F.2B standard.

  • Журнал - Flight за 1917 г.

    In captivity. - A Bristol biplane captured by the Germans.

  • J.Bruce - British Aeroplanes 1914-1918 /Putnam/

    Production F.2A, A.3343. Note the modified shape of the wing-tips, the open lower centre-section, and the absence of shutters on the radiator.

  • K.Delve - World War One in the Air /Crowood/

    During 1916 a number of new types were in their design and development stage: such was the Bristol F2A, another machine seen as a replacement for the BE2c. The type first flew in September 1916 and initial deliveries were made before the end of the year. 48 Squadron was the only fully equipped unit but the type led to the F2B - one of the best general-purpose aircraft of the war and one that had a lengthy post-war career.