burger-menu
Поиск по сайту:
airplane photo

Страна: Великобритания

Год: 1916

Истребитель

В.Кондратьев Самолеты первой мировой войны

RAF SE.5/SE.5a

   Цельнодеревянный одностоечный биплан с полотняной обшивкой. Разработан конструкторским коллективом фирмы "Ройял Эйркрафт Фэктори" под руководством X. П .Фоллэнда и Дж. П. Кенуорта. Создание этого истребителя, как и французского "Спада" S.VII, обусловлено появлением весной 1916 года 150-сильного авиадвигателя водяного охлаждения "Испано-Сюиза".
   К началу осени проект машины был готов, а 22 ноября прототип, обозначенный SE.5, впервые поднялся в воздух. (SE - Scout Experimental - экспериментальный разведчик. Так поначалу в Великобритании называли не только легкие одноместные истребители-разведчики).
   Стандартное вооружение машины состояло из одного синхронного "Виккерса" и одного несинхронного курсового "Льюиса", установленного над верхним крылом на так называемом "лафете Форстера", позволявшем сдвигать пулемет по направляющему рельсу назад-вниз для удобства перезарядки в полете.
   SE.5 не отличался красотой и изяществом форм, однако он показал неплохие летные данные и в начале следующего, 1917 года был запущен в серию на заводе РАФ в Фарнборо. В марте первые серийные машины поступили в 56-й дивизион RFC, воевавший на западном фронте.
   Было построено 59 экземпляров SE.5, после чего в апреле его сменила улучшенная версия машины,обозначенная SE.5a. Эта модификация начала поступать в строевые части в июне. До конца года на SE.5a перевооружили 24-й, 40-й, 41-й, 56-й, 68-й и 84-й дивизионы RFC. Всего же на "эсифайфах" воевали 24 английских, два американских и один австралийский авиадивизион.
   Английские летчики высоко оценили машину за отличные скоростные данные, хорошую скороподъемность, выдающуюся прочность конструкции и удобную кабину, хотя горизонтальная маневренность была немного хуже, чем у "Ньюпора".
   SE.5a производился в больших количествах до конца войны, а общий итог серийного выпуска достиг 5300 экземпляров. Еще несколько десятков машин собрано по английской лицензии на американской фирме "Кертисс". Американцы планировали построить для своих ВВС 1000 "эсифайфов", однако в связи с окончанием боевых действий заказ был аннулирован.
   В 1919 году несколько экземпляров SE.5a попали в Россию в рамках английских военых поставок белогвардейцам генерала Деникина. По крайней мере, один из них впоследствии стал трофеем Красной армии. Еще 20 штук англичане передали полякам, которые использовали их в советско-польской войне 1920 г.


МОДИФИКАЦИИ

   SE.5 - двигатель "Испано-Сюиза" 8А, 150 л.с. или его английская лицензионная версия Уолсли "Питон". Внешне самолет отличался короткими выхлопными патрубками, тонкими стойками тележки шасси и отсутствием заголовника за кабиной пилота.
   SE.5a - двигатель "Испано-Сюиза" 8В, 200л.с.


ЛЕТНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

   S.E.5 S.E.5a
   Размах, м 8,50 8,10
   Длина, м 6,38 6,31
   Высота, м 2,90 2,90
   Площадь крыла, кв.м 23,10 22,90
   Сухой вес, кг 634 640
   Взлетный вес, кг 877 930
   Двигатель "Испано-Сьюиза"
   мощность, л.с. 150 200
   Скорость максимальная, км/ч 196 212
   Скорость подъема на высоту
   2000м, мин.сек 7,48 6,00
   Дальность полета, км 400 500
   Потолок, м 5200 6700
   Экипаж, чел 1 1

Показать полностью

Описание:

  • В.Кондратьев Самолеты первой мировой войны
  • А.Шепс Самолеты Первой мировой войны. Страны Антанты
  • P.Hare Royal Aircraft Factory (Putnam)
  • P.Lewis The British Fighter since 1912 (Putnam)
  • F.Mason The British Fighter since 1912 (Putnam)
  • W.Green, G.Swanborough The Complete Book of Fighters
  • J.Bruce British Aeroplanes 1914-1918 (Putnam)
  • P.Bowers Curtiss Aircraft 1907-1947 (Putnam)
  • G.Swanborough, P.Bowers United States Military Aircraft Since 1909 (Putnam)
  • O.Thetford Aircraft of the Royal Air Force since 1918 (Putnam)
  • G.Swanborough, P.Bowers United States Navy Aircraft Since 1911 (Putnam)
  • H.King Armament of British Aircraft (Putnam)
  • A.Jackson British Civil Aircraft since 1919 vol.3 (Putnam)
  • Журнал Flight