burger-menu
Поиск по сайту:
airplane photo

Страна: Германия

Год: 1916

Истребитель

В.Кондратьев Самолеты первой мировой войны

"ХАЛЬБЕРШТАДТ" D.II/D.III/D.IV / HALBERSTADT D.II/D.III/D.IV

   В конце 1915 года КБ фирмы "Хальберштадт Флюгцойгверк" под руководством инженера Карла Тайца разработало первый в мире одноместный истребитель с двигателем жидкостного охлаждения. Цельнодеревянный двухстоечный биплан с полотняной обшивкой получил обозначение "Хальберштадт" D.I. Он был оснащен рядным шестицилиндровым мотором "Мерседес" D-I мощностью 100 л.с. и вооружен синхронным пулеметом LMG 08.
   Самолет построили в двух экземплярах, после чего очередную машину оснастили 120-сильным мотором "Мерседес" D-II, присвоив ей обозначение "Хальберштадт" D.II. 21 марта 1916 года истребитель приняли на вооружение и запустили в серийное производство. Параллельно выпускался "Хальберштадт" D.III с мотором "Аргус" As-II аналогичной конструкции и той же мощности.
   На следующей версии - "Хальберштадт" D.IV стоял двигатель "Бенц" Bz-III мощностью 150 л.с. и два синхронных пулемета. Бипланная коробка одностоечная. Характеристики заметно повысились, но из-за нехватки моторов эта машина была построена всего в нескольких экземплярах.
   Последней серийной модификацией стал "Хальберштадт" D.V, появившийся вначале 1917 г. Помимо фирмы-разработчика, его выпускали по лицензии авиазаводы "Авиатик" и "Ханновериш Вагонфабрик". D.V отличался улучшенной аэродинамикой, усиленной конструкцией планера (фюзеляж получил фанерную обшивку) и элеронами с роговой аэродинамической компенсацией. Двигатель - "Мерседес" D-II или "Аргус" As-II.
   Выпуск "хальберштадтов" продолжался до весны 1917 года, после чего их сняли с производства из-за того, что по своим летным характеристикам они значительно уступали "альбатросам". Всего построено 96 экземпляров D.II, 54 D.III и 90 D.V. 33 "пятерки" в том же году были переданы Турции. Также турки получили несколько экземпляров D.II.
   В июне 1916 года первые "хальберштадты" поступили на западный фронт. Самолет использовался, преимущественно, в качестве истребителя сопровождения для двухместных разведчиков и ближних бомбардировщиков.
   Немецкие фронтовые пилоты высоко оценили машину, поскольку ее летные данные были лучше, чем у монопланов "Фоккер" и "Пфальц", составлявших на тот момент основу германской истребительной авиации. Особо отмечалась выдающаяся, в сравнении с "Фоккером", маневренность и быстрая реакция на рули. Кроме того, "Хальберштадт" отличался высокой прочностью конструкции, позволявшей ему развивать большую скорость на пикировании. Однако, из-за относительно слабой энерговооруженности, он уступал почти по всем параметрам новым истребителям Антанты, появившимся на фронте в конце 1916 - начале 1917 годов.
   Наибольшее число "хальберштадтов" на западном фронте (порядка 100 штук) отмечалось в январе 1917г., после чего их количество быстро пошло на убыль. Гораздо дольше - примерно до лета 1918 года эти истребители продержались в боевых частях на второстепенных фронтах - в Македонии и на Ближнем Востоке, где численность и активность союзной авиации была гораздо более низкой.
  
  
МОДИФИКАЦИИ
  
   D.II; двигатель "Мерседес"D II, 120 л.с. Стойки бипланной коробки установлены с наклоном вперед.
  
   D.III; двигатель "Аргус" As II, 120 л.с. Элероны с аэродинамической компенсацией, вертикальные межкрыльевые стойки бипланной коробки.
  
   D.IV; несерийная модификация. Одностоечный биплан с двигателем "Бенц", 150 л.с.
  
  
ВООРУЖЕНИЕ: 1 или 2 7,92-мм синхронных пулемета MG "Шпандау" 08/15 на всех модификациях.
  
  
ЛЕТНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
   D.II D.IV
   Размах, м 8,80 8,40
   Длина, м 7,30 7,30
   Высота, м 2,66
   Площадь крыла, кв.м 23,8 22,0
   Сухой вес, кг 561 600
   Взлетный вес, кг 771 825
   Скорость максимальная, км/ч 145 160
   Время подъема на высоту
   1000 м, мин.сек 4,00
   2000 м, мин.сек 10,00 8,0
   Потолок, м 4000 4400
   Продолжительность полета, ч 1,5

Показать полностью

Описание:

  • В.Кондратьев Самолеты первой мировой войны
  • O.Thetford, P.Gray German Aircraft of the First World War (Putnam)
  • W.Green, G.Swanborough The Complete Book of Fighters
  • J.Herris Halberstadt Aircraft of WWI. Volume 2: CL.IV-CLS.I & Fighters (A Centennial Perspective on Great War Airplanes 45)
  • J.Herris Aviatik Aircraft of WWI (A Centennial Perspective on Great War Airplanes 10)
  • C.Owers, J.Herris Hannover Aircraft of WWI (A Centennial Perspective on Great War Airplanes 46)
  • Журнал Flight