burger-menu
Поиск по сайту:
airplane photo

Страна: Великобритания

Год: 1915

Истребитель

В.Кондратьев Самолеты первой мировой войны

СОПВИЧ "ПОЛУТОРАСТОЕЧНЫЙ" / SOPWITH 1/2-STRUTTER

   Цельнодеревянный биплан с полотняной обшивкой. Самолет отличался рядом передовых технических решений, таких как тормозные щитки на нижнем крыле и стабилизатор с регулируемым в полете углом возвышения. Кроме того, "полуторастоечный" был первым самолетом союзников с синхронной установкой пулемета.
   С октября 1916 года "Сопвич" применялся в качестве разведчика и легкого бомбардировщика на западном фронте, в Палестине и Македонии. Выпускались три основные модификации машины: Sop.1A2 - двухместный разведчик, Sop.1B2 - двухместный бомбардировщик и Sop.B1 - одноместный фронтовой бомбардировщик. Интересно, что последняя версия, как по внешнему виду, так и по оснащению (синхронный пулемет) больше соответствовала классу истребителя.
   Массовые поставки "полуторастоечных" бомбардировщиков на западный фронт начались только в апреле 1917-го, когда эта машина, разработанная полутора годами ранее, уже начала устаревать. Тем не менее, на фоне архаичных "Фарманов" и "Вуазенов" аппарат выглядел совсем неплохо.
   Его начали строить по лицензии во Франции и России. Большинство воевавших на фронтах первой мировой войны "полуторастоечных" были французской постройки. К осени 1917 года они преобладали в дневных бомбардировочных эскадрильях французских ВВС. Правда, из-за довольно скромной бомбовой нагрузки их боевая эффективность нередко вызывала сомнения. Часто звучало мнение, что "Сопвич" больше подходит для воздушного туризма, чем для войны. В результате, уже в январе 1918-го "полуторастоечные" начали переводить с фронтов в учебные части. Всего на них успели повоевать 30 французских и три бельгийских эскадрильи, а также 3 разведдивизиона RFC, два авиакрыла RNAS и три дивизиона AEF.
   "Сопвичи" повсеместно участвовали в гражданской войне в России. Их активно использовали как красные, так и белые авиачасти. В частности, в 1919 году в составе колчаковской армии на этих машинах летал французский разведывательный авиаотряд.


Истребители

   Цельнодеревянный одностоечный биплан с полотняной обшивкой. Центроплан верхнего крыла скреплен с лонжеронами фюзеляжа дополнительными диагональными подкосами - "полустойками", за которые самолет и получил свое название.
   Самолет разработан в декабре 1915 года конструкторским коллективом фирмы "Сопвич Эвиэйшн Компани" (Sopwith Aviation Company) под руководством ее владельца и главного конструктора Томаса Сопвича - одного из основоположников британского самолетостроения. Машина отличалась рядом передовых технических решений, таких как тормозные щитки на нижнем крыле, значительно сокращавшие посадочную дистанцию, а также - стабилизатор с регулируемым в полете углом установки. Кроме того, "полуторастоечный" был первым серийным самолетом союзников с синхронным пулеметом.
   Аэроплан запущен в серию в феврале 1916 года. Вскоре машиной заинтересовались французы и также начали ее серийный выпуск по британской лицензии. В дальнейшем именно они стали основным производителем и эксплуатантом "полуторастоечных", однако французские "Сопвичи" применялись, в основном, в качестве легких бомбардировщиков. Всего за годы войны было построено более 4600 экземпляров машины, из них 1513 - в Великобритании, около 3000 - во Франции и несколько десятков - в России. Самолет выпускался в одноместной и двухместной модификациях с различными двигателями и вариантами вооружения. Наряду с истребительными существовали и бомбардировочные версии машины.
   На "полуторастоечные" устанавливали 110-сильные ротативные моторы "Клерже" 9Z или 120-сильные "Клерже" 9Ba или 130-сильные "Клерже" 9Be или "Роны" 9J той же мощности, хотя иногда применялись и иные ротативные двигатели.
   Первые серийные машины поступили на вооружение 5-го дивизиона RNAS в апреле 1916 года и применялись в качестве истребителей сопровождения. Такой характер применения обуславливался их большим радиусом действия. В следующем месяце "полуторастоечные" начали поступать в дивизионы RFC.
   Британские пилоты отмечали хорошие пилотажные качества машины и легкость управления. Но когда осенью 1916 года на западном фронте в большом количестве стали появляться новые германские истребители, более скоростные и маневренные, чем "полуторастоечный", его пришлось переклассифицировать в бомбардировщик и ночной истребитель ПВО.
   В 1917 году 517 машин передали американскому экспедиционному корпусу в Европе. Еще около 150 машин отправили в Россию. Лишь некоторые из них успели принять участие в боях Первой мировой, зато остальные - очень активно воевали на стороне Красного воздушного флота в Гражданской войне. Кроме того, в 1917-18 годах "полуторастоечными" оснастили две румынские и три бельгийские эскадрильи.


ОСНОВНЫЕ ИСТРЕБИТЕЛЬНЫЕ МОДИФИКАЦИИ

   Одноместный вариант - передняя кабина заделана, на ее месте - дополнительный топливный бак. вооружение - два несинхронных пулемета "Льюис", направленных под углом вверх, на лафете Стрейнджа. Построено 70 экземпляров. Применялся в британской ПВО в 1917 году для борьбы с дирижаблями.
   Двухместный вариант - вооружение - один синхронный "Виккерс" и один подвижный "Льюис" в задней кабине на турели "Скэрф" (британские и поздние французские машины) или "Этев" (самолеты ранней французской сборки).



ЛЕТНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
(Сопвич-полуторастоечный, с двигателем "Клерже" 9Ba, 1916 г.)

   Размах, м 10,20
   Длина, м 7,70
   Высота, м 3,12
   Площадь крыла, кв.м 32,80
   Сухой вес, кг 592
   Взлетный вес, кг 975
   Двигатель: "Клерже-9b"
   мощность, л. с. 130
   Скорость максимальная, км/ч 164
   Скорость подъема на высоту
   2000 м, мин.сек 9,10
   Дальность полета, км 600
   Потолок, м 4270
   Экипаж, чел. 2

Показать полностью

Описание:

  • В.Кондратьев Самолеты первой мировой войны
  • А.Шепс Самолеты Первой мировой войны. Страны Антанты
  • В.Шавров История конструкций самолетов в СССР до 1938 г.
  • H.King Sopwith Aircraft 1912-1920 (Putnam)
  • F.Manson British Bomber Since 1914 (Putnam)
  • P.Lewis British Bomber since 1914 (Putnam)
  • P.Lewis The British Fighter since 1912 (Putnam)
  • F.Mason The British Fighter since 1912 (Putnam)
  • W.Green, G.Swanborough The Complete Book of Fighters
  • J.Bruce British Aeroplanes 1914-1918 (Putnam)
  • H.King Armament of British Aircraft (Putnam)
  • O.Thetford British Naval Aircraft since 1912 (Putnam)
  • J.Davilla, A.Soltan French Aircraft of the First World War (Flying Machines)
  • A.Durkota, T.Darcey, V.Kulikov The Imperial Russian Air Service (Flying Machines)
  • O.Thetford Aircraft of the Royal Air Force since 1918 (Putnam)
  • G.Swanborough, P.Bowers United States Military Aircraft Since 1909 (Putnam)
  • G.Swanborough, P.Bowers United States Navy Aircraft Since 1911 (Putnam)
  • L.Andersson Soviet Aircraft and Aviation 1917-1941 (Putnam)
  • Журнал Flight
  • F.Mason - The British Fighter since 1912 /Putnam/

    Одноместная модификация.
    A single-seat 1 1/2-Strutter, B762, equipped to be flown from the rear cockpit, and with the front cockpit faired over. Twin Lewis guns are mounted over the pilot’s windscreen, and no Vickers gun is fitted. Note the head fairing behind the cockpit. The aircraft had been rebuilt by No 1 (Southern) Aircraft Repair Depot, South Farnborough, for a Home Defence Squadron.
    With its twin upward-firing guns, Sopwith 1 1/2 Strutter B762 was one of a number of such aircraft employed for Home Defence in a single-seat form. It served with 78 Squadron from the autumn of 1917, having replaced BE2 and BE12 variants.

  • J.Bruce - British Aeroplanes 1914-1918 /Putnam/

    The Sopwith 1 1/2-Strutter, B.762, flown as a single-seater from the normal rear cockpit. This illustration shows the twin upwards-firing Lewis guns and clear-view cut-outs in the lower wing-roots.

  • Сайт - Pilots-and-planes /WWW/

    This single-seat 1,5 Strutter reveals the two transparent panels in the upper wing center section and the single Vickers .303 machine gun mounted on the aircraft centerline ahead of the cockpit

  • H.Cowin - Aviation Pioneers /Osprey/

    The image seen here is of serial no N5504, one of the single-seat bomber version of the 1 1/2 Strutter, with bomb doors closed and showing clear-view top-wing panels. The Vickers gun is present, and was indeed standard.
    This is 4th of a 50 aircraft Sopwith-built batch for the RNAS. This aeroplane survived the War and was converted for private sporting use as G-EAVB.

  • O.Thetford - British Naval Aircraft since 1912 /Putnam/

    Single-seat Type 9700s of NO.5 Wing. RNAS.

  • J.Bruce - British Aeroplanes 1914-1918 /Putnam/

    Single-seat bomber version of the 1,5 Strutter, with bomb doors closed and showing clear-view top-wing panels. The Vickers gun is present and was indeed standard

  • F.Mason - British Bomber since 1914 /Putnam/

    Sopwith 1 1/2-Strutter single-seat bombers of the 3rd Wing, RNAS, probably at Luxeuil-les-Bams. The aircraft's bomb load was stowed in a compartment immediately aft of the pilot's cockpit, slightly aft of the centre of gravity, hence the assumed need for a variable-incidence tailplane.

  • H.Cowin - Aviation Pioneers /Osprey/

    Essentially an Admiralty sponsored design, carrying their Type 9700 designation, the Sopwith 1 1/2 Strutter. Suffice to say here that the type was also operated by by the RFC. Serial no A 6901, seen here, was the first of a 100 aircraft batch produced by Hooper & Co Ltd of Chelsea for the RFC and is particularly interesting in being one of the only four single-seat home defence fighter variants built.

  • Сайт - Pilots-and-planes /WWW/

    Одноместный бомбардировщик 1В.1 (This "Strutter" has had the rear cockpit faired over and was being flown as a single-seater. The 1,5 Strutter was built to fill a variety of roles including, a single seat bomber, two seat fighter, two seat reconnaissance aircraft and two seater bomber)

  • K.Delve - World War One in the Air /Crowood/

    Other Allied types were also in use over the Italian Front - this Sopwith 1 1/2 Strutter was captured by the Austrians and is here being prepared for a flight.

  • Jane's All The World Aircraft 1919 /Jane's/

    Front view of "1 1/2 Strutter" Sopwith biplane, Clerget engine, 1916 type. Used for fighting, bombing and reconnaissance until early 1918, then becoming a trainer.

  • Журнал - Flight за 1918 г.

    Some aeroplanes of the Fifth Army of France: Sopwith.

  • H.King - Sopwith Aircraft 1912-1920 /Putnam/

    1 1/2 Strutter demonstrating the 'skids-in-troughs' launching technique, as tried aboard HMS Vindex.

  • H.Cowin - Aviation Pioneers /Osprey/

    This image of a Sopwith 1 1/2 Strutter being flown from a makeshift turret-top platform epitomises the initiative and invention so often displayed by the Royal Navy and its Air Service during World War I. The Royal Naval Air Service's innate sense of 'daring do' is exemplified in many ways, ranging from tackling Zeppelins in their lairs to developing Britain's first heavy bombers, and provides quite a contrast with the much more restricted thinking of those charged with shaping the development of the Royal Flying Corps.

  • O.Thetford - British Naval Aircraft since 1912 /Putnam/

    1 1/2 Strutter takes off from a gun-turret platform.

  • K.Delve - World War One in the Air /Crowood/

    A Sopwith 1 1/2 Strutter leaving the gun-turret platform of HMS Barham.

  • H.Cowin - Aviation Pioneers /Osprey/

    Today there are few that remember that the Sopwith 1 1/2 Strutter started its life as the Sopwith Type 9700 designed to meet an RNAS need for a two-seat reconnaissance fighter. With an Admiralty order for 150 aircraft in hand, Sopwiths completed the first example in mid-December 1915 and wasted little time in delivering initial production machines to operational RNAS units early in the new year of 1916. Powered by various 110hp to 130hp rotaries, the 1 1/2 Strutter had a top level speed of 106mph at sea level, decreasing to 102mph at 6,500 feet. For armament, the machine used a fixed, forward-firing Vickers, plus a flexibly-mounted Lewis for the observer. Of the S50 aircraft delivered to the RNAS, around 130 were of the single-seat bomber variety, which could carry up to 300lb of weapons in the shape of twelve 25lb bombs, while the two seaters lifted 224lb, or four 56lb bombs. The type's performance was such as to lead to orders not just from the RFC, but from several other nations and the machine's broader programme history is dealt with earlier in the chapter on French aircraft. The image is of an RNAS 1 1/2 Strutter departing from atop one of a capital warship's main turrets. This kind of operation was to become relatively routine from April 1918 onwards.

  • O.Thetford - British Naval Aircraft since 1912 /Putnam/

    1 1/2 Strutter (F2211) flies from HMS Argus.

  • Журнал - Flight за 1917 г.

    Some unique sketches of aircraft at work overseas by Captain K. H. Riversdale Elliot, Scottish Rifles and R.F.C.. The drawings are particularly accurate and full of movement, and carry the greater weight as from an active pilot.